Австрийцы хотят покупать больше подержанных вещей

Более половины жителей Австрии регулярно покупают подержанные вещи, в первую очередь книги и звукозаписи, одежду, детские игрушки. Основная причина - экономия, но, помимо этого, австрийцы идут на вторичный рынок, чтобы найти уникальные предметы, спасти экологию или просто дать вещам "второй шанс". Такие результаты показал соцопрос, проведенный австрийской ассоциацией торговых предприятий. В ассоциации также отмечают, что продажи "секонд-хенда" в стране достигли объема в два миллиарда евро и продолжают стремительно расти.
iStock

Помимо книг, одежды и игрушек в десятку наиболее популярных у австрийцев подержанных товаров входят мебель и бытовая техника, электроника, велосипеды, аксессуары и различные товары для дома. Три четверти покупателей признают, что хотят таким образом сэкономить или купить больше вещей, чем обычно, при том же бюджете. И это основная, но не единственная причина. 69 процентов опрошенных заявили, что на вторичном рынке можно купить то, чего нет в обычных магазинах, 66 процентов уверены, что, используя вещи повторно, они спасают экологию, а 55 процентов просто считают, что подержанные вещи и техника - "это круто".

При этом австрийцы явно вошли во вкус: 37 процентов респондентов говорят, что хотят в будущем делать такие покупки чаще, а почти все остальные - как минимум не реже, чем сейчас. И в этой своей любви к "секонду" Австрия не уникальна. Отказ от новых вещей в пользу подержанных в последние несколько лет стал мировым трендом. Объем глобального рынка "секонд-хенда" в прошлом году оценивался в 162 миллиарда долларов, в год он прибавляет по 16 процентов и, как ожидается, к середине следующего десятилетия достигнет почти триллиона. Причем этот рынок все меньше похож на блошиный: подержанными товарами торгуют крупные компании, в том числе известные производители одежды, открывающие в своих магазинах соответствующие отделы.

По словам экспертов, одной только экономией этот рост не объясняется. Люди действительно меняют свое отношение к подержанным вещам. Одни, вместо того, чтобы их выбросить, выставляют на продажу, другие с удовольствием покупают. С удовольствием, зачастую, в прямом смысле этого слова. Как отмечает экономический редактор издания The Conversation Трейси Уолш, для молодого поколения покупка "секонда" превратилась в своего рода игру или развлечение. Еще одна причина, по словам Уолш - стремление к минимализму: люди просто не хотят платить за одежду или другие вещи столько, сколько за них просят в обычных магазинах, полагая, что они того просто не стоят.

Эти перемены в поведении покупателей особенно заметны на примере Китая. Еще недавно в этой стране покупка подержанных вещей считалась постыдным признаком бедности, но сейчас китайский вторичный рынок товаров растет быстрее, чем в США и Европе. При этом наиболее быстрый рост демонстрируют продажи подержанных предметов роскоши - дорогих часов, сумок и прочих аксессуаров, что тоже, кстати, является общемировым трендом. Но это уже относится, скорее, к сфере коллекционирования: именно в люксовом сегменте "секонда" больше всего ценится уникальность, а вещи часто стоят дороже новых.