За пост президента МОК разворачивается ожесточенная борьба

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах, отсидевший в штаб-квартире организации два положенных ему срока, уходит. После Игр-2024 в Париже хватило совести признать: он не лучший капитан, новые времена требуют новых лидеров.
Кто же станет во главе олимпийского движения? Пока ситуация непредсказуемая. Но многое прояснится 15 сентября. Это дедлайн по приему заявок.
Кто же станет во главе олимпийского движения? Пока ситуация непредсказуемая. Но многое прояснится 15 сентября. Это дедлайн по приему заявок. / Getty Images

И разгорелась схватка. Последний срок выдвижения кандидатур на пост президента - 15 сентября. Казалось, исход борьбы во многом предрешен. Даже букмекеры отдавали полное предпочтение президенту Уорлд Атлетикс Себастьяну Коэ. Тому самому ярому русофобу, что отстранил наших легкоатлетов от международных состязаний еще в 2015-м, а накануне Олимпиады заявил, что ни одного россиянина в его виде спорта в Париже не будет.

Но вдруг ситуация поменялась. Как сообщает Ассошиэйтед Пресс, на днях все 111 членов МОК - участников голосования получили письмо от председателя комиссии по этике, бывшего генсека ООН Пан Ги Муна. В нем приводятся довольно сложные и запутанные разъяснения, касающиеся процедуры допуска до выборов. По правилам МОК, на которые ссылается комиссия, членом организации можно быть до 70 лет. Это касается и рядовых членов, и всех руководителей. Сейчас лорду Коэ 67. Значит, если он вступит в должность, как и предусмотрено статусом в будущем году сроком на восемь лет, то через два года с небольшим явно превысит возрастной лимит. Не является ли это препятствием для выдвижения?

К тому же до 2027 года Себастьян Коэ будет возглавлять Уорлд Атлетикс - крупнейшую после ФИФА международную спортивную федерацию. Это может привести к конфликту интересов двух международных объединений. Да уже совсем недавно и привело, когда Коэ в своем обычном стиле, ни с кем не согласовав решение, буквально огорошил МОК. Прямо накануне Олимпиады самолично пообещал награждать золотых медалистов-легкоатлетов крупными денежными призами. Наградил и пообещал, что на Играх-2028 в Лос-Анджелесе деньги получат уже все три призера. Бах, как и другие, не скрывал недовольства. Такого в истории Олимпиад еще не было. Самодурство, а тут еще и письмо комиссии по этике. К тому же хамское отношение Коэ к России настораживает некоторых членов МОК, уж очень воинственно настроен этот британец. Тоже своеобразный конфликт интересов.

Так что к выборам Себастьян Коэ подрастерял позиции фаворита. Пока непонятно, как все-таки будет трактоваться правило о возрастном лимите. Хотя на стороне Коэ по-прежнему поддержка всего англосаксонского лобби.

Возраст может подвести и претендента N 2 испанца Хуана-Антонио Самаранча-младшего. Младшего-то младшего, но и его может в определенной степени коснуться возрастной лимит. Взгляды на развитие олимпизма у сына многолетнего главы МОК Самаранча-старшего весьма туманны. Отец был другом нашей страны. Сын никогда не высказывался ни за, ни против России.

Двукратная олимпийская чемпионка по плаванию Кирсти Ковентри из Зимбабве неожиданно "выплывает" в число главных претендентов. Она вице-президент МОК. Первая в мире женщина, которая может его возглавить. Да и среди девяти прежних президентов никогда не было представителей Азии, Африки, Латинской Америки. В случае избрания произойдет маленькая революция - вот и пришла женщина, да еще из Зимбабве.

В последние годы набирает вес президент Международного союза велосипедистов француз Давид Лаппартьен. Даже его оппоненты не могут не заметить в нем не только отличные организаторские, но и дипломатические способности.

Способны выстрелить и члены Исполкома МОК Николь Ховерц из Арубы и родной брат короля Иордании принц Фейсал ибн Хусейн... Или еще кто-то...

Многое прояснится уже в воскресенье. Пока же ситуация выглядит непредсказуемой.