Вернулся сезонный спрос на мебель
Объем продаж мебели в России растет с каждым кварталом. При этом рынок вернулся к обычным сезонным колебаниям, которые сбили пандемия и волатильность рубля в последние годы.
В первом квартале нынешнего года объем продаж мебели в России составил 126 млрд рублей, во втором, по предварительным данным, - 128 млрд. В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) прогнозируют дальнейший рост: до 151 млрд рублей в третьем квартале и до 186 млрд рублей в четвертом.
Потребительское поведение в этом году вернулось к обычному сезонному сценарию, который был характерен для 2019 года, отмечают в АМДПР. Теперь покупатели воспринимают ситуацию в стране как стабилизировавшуюся, что позволяет производителям мебели точнее планировать выпуск продукции и загрузку предприятий в течение года.
Рынок традиционно находится в затишье в первые пять месяцев года, но с июня спрос начинает расти, и уже в июле продажи в среднем на 15% выше, чем в апреле, говорит веб-аналитик мебельной компании Lazurit Елена Позднякова. Такая ситуация на рынке была в 2019, 2023 годах и ожидается в нынешнем. "Некоторые клиенты используют летний отпуск для ремонта или обновления обстановки в доме, покупки детской мебели, - поясняет Позднякова. - Наибольшая активность покупателей наблюдается в последний квартал года, особенно в ноябре, когда люди стремятся обновить интерьер к новогодним праздникам. В этот же период проходят предновогодние распродажи, "черная пятница" и другие маркетинговые акции".
"Мы фиксируем наибольший ежегодный рост спроса как в первом квартале года, начинающемся с длинных новогодних выходных, когда у россиян есть возможность заняться обновлением собственных интерьеров, так и с начала августа, когда идет активная подготовка к традиционному послеотпускному сезону и, в том числе, началу учебного года", - говорит гендиректор интерьерной компании Mr.Doors Сергей Шихов.
Привычный ритм продаж был нарушен в 2020 году из-за пандемии. Тогда объем реализации мебели во втором квартале сократился на 44% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Свою роль сыграли самоизоляция, закрытие торговых центров и нарушение логистики. В третьем квартале 2020 года рынок начал адаптироваться, но новая волна пандемии в конце года снова охладила покупательскую активность, что привело к снижению продаж на 10,5% по сравнению с концом 2019 года.
В то же время от пандемии был и положительный эффект для мебельной промышленности, отмечает Шихов. "Я бы хотел отметить такой позитивный аспект, как пересмотр клиентами отношения к собственным интерьерам. У большинства пришло понимание важности и ценности окружающего пространства. Таким образом был тонизирован совершенно иной спрос. Это касалось, в том числе, и B2B-заказчиков, к которым относятся крупные девелоперы и владельцы медицинских учреждений, где роль интерьеров стала одной из основных при сдаче объектов", - говорит он.
В 2021 году рынок постепенно возвращался к обычному графику продаж, но волатильность рубля в конце первого квартала 2022 года вызвала всплеск покупок на 20% - люди стремились приобрести мебель, покупку которой откладывали несколько лет. В 2023 году продажи в течение года вернулись к привычному ритму, и в 2024 году эта тенденция сохраняется.
Пандемия оказала большее влияние на продажи мебели, чем санкции 2022 года, говорит гендиректор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР Александр Шестаков. Она привела к резким и повсеместным изменениям в экономике и к другим ограничениям, что вызвало значительное снижение продаж. Тогда как последствия санкций, по его мнению, хоть и создали неопределенность, но не привели к столь масштабным ограничениям.
После значительных изменений в 2022 году и новых вызовов, связанных с массовым уходом европейских производителей из России, отечественный мебельный рынок уже вернулся к фазе органического роста, считает директор по продукту и развитию каналов продаж бренда "Кухонный Двор" Карина Гудова. В начале нынешнего года спрос на кухни оставался на уровне аналогичного периода 2023 года, а сейчас наблюдается прирост в среднем на 12%, который к концу года, вероятно, увеличится, сообщила она. Это свидетельствует о восстановлении интереса потребителей и адаптации рынка к новым условиям. Также развитие мебельного рынка обеспечивается активным строительством нового жилья и ростом ипотечного рынка при господдержке.
Впрочем, сезонность влияет не на все предметы мебели, в частности она слабо проявляется при покупке дорогих и крупногабаритных предметов: диванов, шкафов, кроватей. Спрос на такую мебель больше зависит от скидок, которые предлагают производители и магазины. "До оформления заказа клиент может зайти на сайт до 50 раз: россияне тщательно выбирают мебель, откладывают понравившиеся модели в виртуальную корзину и отслеживают скидки", - заключают в Lazurit.
Мебель эконом-сегмента больше зависит от внешних факторов и сезонности, чем премиальные интерьеры, отмечает Сергей Шихов. На эконом-сегменте может серьезно сказаться отмена льготной ипотеки. Тогда как на производителей премиум-мебели это не так сильно влияет. Кроме того, премиум-сегмент поддерживается тем, что затруднены поставки импортной продукции, это вынуждает россиян переориентироваться на отечественных производителей. Средний чек на мебель, по данным Шихова, растет. В частности, на мягкую мебель в этом году он выше на 30%, чем в январе-сентябре 2023 года. Это связано в том числе с тем, что клиенты все чаще стремятся не приобретать мебель штучно, а подходить к обновлению интерьера комплексно, заказывая сразу несколько изделий для разных жилых и нежилых зон. Например, одновременно покупают кровать и диван, а иногда добавляют к ним "малые формы" - пуфы, банкетки и пр.