Меняется время - меняются и герои. Это подтвердило большое исследования, в котором приняли участие и именитые режиссеры (в том числе, к примеру, Никита Михалков), и обычные зрители - причем опросили не только жителей городов-миллионников, но и малых населенных пунктов. Результаты любопытны: типажи американского кино, которые с годами проникли и в наши фильмы, понемногу уходят в прошлое.
Так, например, популярный раньше тип под условным названием "бегущий от безысходности" (яркий пример - персонаж Константина Хабенского в фильме "Географ глобус пропил") трансформировался в тип "локального патриота". Различия ощутимы: первый недоволен окружающей действительностью, но ничего не делает; второй - возвращается в свой родной город и меняет реальность (например, в сериале "Полярный"). И это не единичный пример.
Появляются и совершенно новые герои - самые популярные из них в нашем кино: перевоспитанный (Гриша, "Холоп"), везунчик (Емеля, "По щучьему веленью") и человек из народа (Колян из "Реальных пацанов" или Иван Будько из "Сватов").
"На фоне изменений, которые происходят в мире, образ нового героя таков: он не ориентирован на западные ценности, любит свою малую родину, отстаивает свои принципы и свою правду", - отметил Александр Жаров, гендиректор проведшего исследование "Газпром-Медиа Холдинга".
Он рассказал и о попытке создания фильмов про СВО. Так, режиссеры в опросе выразили мнение, что снимать об этом пока рано ("у людей еще болит"), а вот зрители, наоборот, ждут картин о специальной военной операции.
"И такие фильмы скоро появятся, их уже снимают", - отметил он.
Скептически к созданию нового киногероя по результатам опроса отнесся Карен Шахназаров, гендиректор "Мосфильма".
"Ни один опрос, ни одна конференция не поможет создать героя. Ни самый популярный артист, ни самый кассовый фильм не несут сами по себе образ героя поколения, он рождается иначе", - уверен режиссер.
Он напомнил о феномене советского кино. Оно до сих пор любимо и собирает миллионы просмотров по всему миру. Герои там - не только храбрые военные, но и, например, Юрий Деточкин. В нем - олицетворение стремления к справедливости.
"Советское государство знало, зачем ему нужна культура - для переустройства мира и воспитания нового человека. Это была большая цель, соразмерная большой стране. Мы и сегодня большая страна, и нам снова нужна большая идея. Когда есть идея, возникает искусство, способное захватывать массы", - подчеркнул Карен Шахназаров.
Владимир Машков, актер, режиссер, худрук "Табакерки", выразил мнение, что работа режиссера и актера - вторична. Сначала - драматургия и сценарий. Это как раз та почва, где рождается герой.
"Вся сверхзадача любого спектакля или фильма рождается в зрительном зале, поэтому образ героя так трудно уловить - зрительный зал постоянно меняется", - сказал он.
И рассказал о своей мечте - теперь уже почти сбывшейся. Он мечтал вместе с артистами Театра Олега Табакова и студентами театральной школы снять фильм по роману Бориса Васильева "В списках не значился". Съемки уже начались.
"Сложнейшая работа, я только что вернулся из города Брест. А ребята у меня прошли для съемок подготовку по уставу 1938 года, чтобы все понять и прочувствовать", - отметил Владимир Машков.
Что же касается отражения в культуре темы СВО, по его мнению, "для осознания этого пространства нужно время и очень нужна победа, и она будет".
А реальных героев - уже сейчас немало. О них рассказала статс-секретарь, заместитель Министра обороны РФ Анна Цивилева. По ее словам, у зрителя уже есть запрос на появление героев спецоперации в искусстве. А их подвиги не только военные, но и нравственные.
"Герои современности - удивительно скромные люди, даже при наличии наград. Их тысячи, и ими не перестаешь восхищаться", - сказала она.