В России растет число вакансий с расширенным социальным пакетом

В России отмечен рост числа вакансий, где упоминается корпоративная пенсионная программа (КПП) - как "пряник" для кандидата. Эксперты оценивают расширение линейки бонусов как еще одно следствие жесткой конкурентной борьбы за кадры. Работодатели пытаются преуспеть в этой борьбе, демонстрируя заботу о сотрудниках.
Корпоративные пенсионные программы в последние два-три года стали часто упоминаться в вакансиях, тогда как еще пять лет назад это было редкостью
Корпоративные пенсионные программы в последние два-три года стали часто упоминаться в вакансиях, тогда как еще пять лет назад это было редкостью / Григорий Сысоев/ РИА Новости

По данным исследования, которое платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провела совместно с одним из негосударственных пенсионных фондов, динамика вакансий с КПП за первое полугодие 2024-го по сравнению с аналогичным периодом 2023-го составила плюс четыре процента в целом по стране. Есть и регионы-лидеры: Магаданская область и Ставропольский край прибавили 114 процентов, работодатели в Тюменской области стали упоминать КПП на 75 процентов чаще. Скачок замечен и в Омской области: в первом полугодии 2024 года омские компании опубликовали 1,5 тысячи вакансий, включающих КПП как мотивирующую льготу. Это на 63 процента больше аналогичного показателя прошлого года. "В Омской области в этом году такие вакансии открывали пять крупных предприятий, в числе которых нефтегазовые и строительные компании, крупнейшие железнодорожные и автомобильные перевозчики", - пояснила "РГ" руководитель пресс-службы HeadHunter Сибирь Лилия Эсауленко.

"Корпоративные пенсионные программы действительно в последние два-три года стали часто упоминаться в вакансиях, тогда как еще пять лет назад это было редкостью, - отметил старший научный сотрудник института экономики и организации промышленного производства СО РАН, кандидат экономических наук Сергей Капелюк. - В основном их указывают крупные компании, но они начинают появляться и в вакансиях более мелких организаций". Так что же такое корпоративная пенсия? Чем и кому выгодны такие программы?

КПП не отменяет взносы работодателя в Социальный фонд РФ, он платит их по-прежнему. Корпоративная пенсия - это другое. Как правило, в ее создании участвует не только работодатель, но и работник - он отчисляет ежемесячно определенную сумму, а предприятие ее, к примеру, удваивает. Отправляются эти добровольные взносы чаще всего не на банковский депозит, а в негосударственный пенсионный фонд. Эти средства фонд инвестирует, ежегодно начисляя доход на накопленную сумму (так что такие программы очень выгодны прежде всего финансовым учреждениям).

Например, как сообщили корреспонденту "РГ" в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, работник в зависимости от стажа и выбранной пенсионной схемы может направлять на пенсию от одного до 10,7 процента от начисленной ему суммы в месяц. Взносы на пенсионный счет перечисляет и ОАО "РЖД".

Очевидны и плюсы работодателя. Как сформулировал кандидат экономических наук, финансовый директор крупной компании Артем Поломошнов, предприятие с помощью бонусов обращает внимание соискателей на свою вакансию. За рабочие руки - именно рабочие - сейчас идет не просто борьба, а драка. И чем больше "пряников" в вакансии, тем больше шансов ее закрыть. Пример из Омской области: зарплату до 247158 рублей на руки и корпоративную пенсию предлагают водителю тягача на Самотлорском месторождении. Видимо, солидная зарплата еще не гарантирует, что водитель будет найден. КПП - способ заинтересовать. Второй момент: корпоративные пенсионные программы для предприятия выгоднее, чем увеличение фонда оплаты труда - с пенсионных не идут отчисления в Социальный фонд и не берется НДФЛ. Третье: пенсионные накопления - это игра вдолгую. То есть КПП не только привлекает, но и удерживает сотрудников от увольнения. "Для компаний программы выгодны благодаря существующим налоговым льготам, - подтверждает Сергей Капелюк. - Кроме того, считается, что таким образом стимулируется омоложение кадров: у возрастных работников будет больше поводов выходить на пенсию".

А что имеет окруженный заботой сотрудник? Во-первых, увеличение собственных взносов за счет доплаты работодателя, это факт. Во-вторых, инвестиционный доход, и тут уже появляются вопросы - ведь не секрет, что инвестиционные фонды более рискованный инструмент, чем банковский депозит, и доходность у них зачастую ниже. И в-третьих, для работников есть ограничения: средства, в том числе собственные, нельзя забрать в один момент при внезапном увольнении, придется ждать. Ну и даже если сотрудник и предприятие много лет добросовестно копили на "вторую" пенсию (а такие примеры есть, история КПП в России насчитывает как минимум два десятилетия), доплата в итоге не поражает воображение. Ведь общую сумму, как и при получении обычной пенсии, придется разделить лет на двадцать (период дожития), а потом еще на 12 месяцев. И если накоплено, допустим, полмиллиона рублей, то прибавка будет чуть больше двух тысяч рублей в месяц.

- Если честно, не вижу здесь ничего особенно привлекательного для сотрудников, - считает председатель Новосибирского областного отделения "ОПОРЫ России" Игорь Салов. - По-моему, со стороны работодателей это попытка "малой кровью" решить кадровую проблему. Которую нужно решать не с помощью бонусов, а комплексно, с участием как бизнеса, так и государства. Корректировать образовательные программы, предлагать адекватные программы переподготовки для взрослых специалистов. Бизнес готов вкладывать в это деньги! Но увы, государство пока не дает гарантий отдачи этих вложений. Я могу говорить за МСП. Так вот, руководитель небольшого завода предлагает - я вам дам 200 тысяч, а через год вы мне гарантированно приведете трех квалифицированных рабочих. Нет, отвечает государство, гарантировать мы ничего не можем. Но тогда зачем бизнесу вкладывать?

Кстати

По данным исследования, чаще корпоративные программы стали предлагать в сфере PR и маркетинга (зафиксирован восьмикратный рост), в финансах (в пять раз), в торговле и машиностроении (в три раза), а также в нефтегазовой отрасли (в 2,9 раза) и лесной промышленности (в 2 раза).