Еще недавно многие промышленники скептически воспринимали саму идею приема гостей. Предприятие - не музейный дворец, способный пропускать сотни туристов в день. Чтобы впустить посторонних, порой надо приостановить производственный цикл. Например, экскурсии на один из машиностроительных заводов Петербурга проводятся всего раз-два в месяц по предварительному согласованию. В группе должно быть не более 10 человек. Целевые категории - старшеклассники и студенты.
- Это нишевой вид туризма, сфокусированный на посещении производственных объектов, - отметила директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семенова на онлайн-семинаре по этой теме. - Но сегодня, как и в целом экономика впечатлений, он вмещает в себя очень многое: собственно туризм, образование, социальную миссию и даже патриотизм, поскольку мы можем гордиться отечественным производством. Это мощный инструмент продвижения предприятий, он демонстрирует их открытость, привлекает партнеров, инвесторов и будущих работников.
В начале 2024 года почти половина руководителей производств в ходе опросов жаловались на кадровый голод - самый серьезный за последние 30 лет. При этом в топ-10 популярных у старшеклассников профессий нет ни одной промышленной.
- Надо донести до молодых людей, что вовсе необязательно становиться блогером или курьером. Намного интереснее работать на предприятиях. И нагляднее всего это видно на самом производстве. Когда мы приводим школьников на заводы, многие из них говорят, что хотели бы в будущем здесь работать, - рассказала Ирина Семенова.
Промышленный туризм стал полноценной частью профориентационной работы. Развивать его в регионах по единым стандартам помогает всероссийская образовательная программа "Открытая промышленность". Она объединяет представителей органов власти, деловых кругов и предприятий, а также студентов. Эксперты помогают производственникам создавать турпродукты. Учащиеся профильных вузов и колледжей сами предлагают экскурсионные маршруты или тестируют уже разработанные. После этого предприятия порой приглашают их на работу в качестве специалистов по промышленному туризму.
- Такие специалисты работают на стыке двух сложных сфер - туризма и промышленности, - пояснил куратор программы Иван Пешков. - Соответственно, они должны понимать и производственные процессы, и особенности туристической деятельности.
Всего в России 67 регионов не просто развивают промышленный туризм, а делают это на системной основе. В СЗФО таких немного - только четыре, зато в их число входит Санкт-Петербург, признанный одним из лидеров направления.
- Сначала были сомнения в том, что город займется этим видом туризма, - призналась директор проектов дивизиона "Городская экономика" АСИ Ольга Шандуренко. - Надежды возлагались на регионы, где нет такой истории и архитектуры. Но промышленный туризм для Петербурга оказался совершенно новым продуктом, позволяющим переосмыслить восприятие города. Появились экскурсии, на которых туристы не в десятый раз узнают о парадном Петербурге, а открывают для себя настоящий промышленный центр.
По данным профильной ассоциации, активнее всего принимает гостей автопром: для него это еще и способ повысить доверие к бренду. На втором месте - пищевая промышленность. Туры на молочные заводы, шоколадные фабрики и другие предприятия пользуются спросом, поскольку многим интересно, как делается то, что потом попадает к ним на стол. А замыкают тройку лидеров технологические компании по производству электроники - так они демонстрируют свою продвинутость.
Еще одна тенденция - связка промышленного и делового туризма. Отраслевые форумы все чаще перемещаются со специализированных пространств на производственные площадки, подчеркнула Ольга Шандуренко.
- Бизнесу уже не так интересно слушать, что делать. Хочется понимать - как делать. И на площадке предприятия понять это гораздо проще. Если раньше было хорошим тоном отправиться после форума в ресторан или на экскурсию, то сейчас многие стремятся на производство. Существует огромный запрос на обмен опытом и технологиями. Предприятия, которые открываются для других, в итоге выигрывают, - делает вывод эксперт.
В заводских цехах все чаще звучит классическая музыка, идут спектакли и показы мод, вручаются премии. В итоге у многих людей, в особенности молодых, меняется восприятие производства. Они начинают считать его творческим и современным. А исследования показывают, что для привлечения кадров важна не только хорошая зарплата.
- Помимо рекордно низкого уровня безработицы, мы отмечаем рост мобильности персонала, что всегда было нетипично для России, - сообщила директор профильного департамента РГО Наталия Белякова. - За 2023 год валовый оборот рабочей силы увеличился на 60 процентов. Понятно, что человек ищет, где ему лучше. И факторы этого выбора также меняются. На готовность к релокации влияют не только деньги, но и комфортная среда, включенность предприятия в жизнь города.
По прогнозам, профориентация и обмен опытом станут главными векторами развития промышленного туризма. При этом предприятия не забывают и о чисто туристической стороне дела: некоторые из них ежегодно обновляют программы и приглашают на экскурсии не только молодежь, но и людей серебряного возраста.
Записаться на производственную экскурсию можно на специальном сайте, посвященном промышленному туризму. От СЗФО там представлены Петербург, Архангельская, Мурманская и Псковская области. Среди предложений - машиностроительное, часовое, ювелирное и водорослевое производства.