В Новгороде археологи нашли письма уже "знакомого" средневекового жителя

В Великом Новгороде подходит к завершению археологический сезон на Троицком раскопе - месте, где когда-то обнаружили древнейшую русскую книгу "Новгородский кодекс". За десятилетия, что здесь ведутся работы, было сделано немало удивительных находок. В этом сезоне самыми ценными сокровищами оказались берестяные грамоты.
После завершения раскопок на этом месте планируется построить реставрационно-хранительский центр.
После завершения раскопок на этом месте планируется построить реставрационно-хранительский центр. / Пресс-служба Новгородского музея-заповедника

Троицкий 17-й раскоп - это 900 квадратных метров культурного слоя глубиной шесть метров, на которых трудятся рабочие, студенты-практиканты пяти российских университетов, школьники из Петербурга и Москвы и добровольцы из разных уголков страны. Это место неспроста требует столько рабочих рук - культурные напластования раскопа сохраняют древности с X века.

Раскоп примечателен целым рядом археологических находок. Здесь раскрыли мостовую средневекового переулка и несколько усадеб, располагавшихся с двух сторон от нее. А в слоях середины XII и начала XIII века специалисты обнаружили более пяти тысяч артефактов.

- Найденные вещи характеризует практически все стороны жизни и быта средневековых новгородцев. Среди находок есть как кухонные горшки, которые каждый день использовались для приготовления пищи, так и предметы культуры, грамотности и письменности, - рассказывает руководитель центра археологических исследований Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Тарабардина.

В частности, в этом сезоне в руки исследователям попали 34 берестяных грамоты. В чем же их ценность? Как объясняет генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, обычно о русском Средневековье современному человеку рассказывают летописи, фрески и иконы. Но все это не передает повседневности простых людей того времени. Находки берестяных грамот позволили заговорить удивительно грамотному "безмолвствующему большинству". Долговые расписки, семейные тайны, бранные слова или просьбы прислать "чтения доброго" показывают, что человеческие личные взаимоотношения мало изменились с веками.

- Три найденные грамоты содержали разные фрагменты азбуки, и поэтому мы можем говорить, что в XII веке новгородские дети интенсивно обучались читать и писать. Также обнаружены разнообразные берестяные переписки и деловые записи, - перечисляет Ольга Тарабардина.

Особая удача для археологов - увидеть в берестяных грамотах знакомые имена, уже встречавшиеся в ходе исследований на Троицком раскопе. Так, в этом сезоне напомнил о себе средневековый новгородец Жирослав. Письма, связанные с этим человеком, ученые уже находили в 1980-2000-х годах: в одной грамоте он упоминался, а вторую написал сам.

- Судя по связанному с Жирославом кругу источников и по вопросам, которые затрагиваются в переписке, этот человек явно был состоятельным. С этим персонажем мы встретились опять - в письме, которое он адресовал своим отцу и матери. Текст был оторван, потому что новгородцы имели нехорошую для нас привычку рвать свои письма на мелкие клочки. Но этот поклон, переданный жителем Новгорода XII века своим родителям, затрагивает особые струны и нашей души, - делится специалист.

Сезон подарил и другие интересные артефакты. Из культурного слоя археологи достали вислые печати XII-XIV веков - свинцовые плоские круги с отверстиями. Такие оттиски подвешивались на веревку к пергаментным документам и удостоверяли их подлинность. Нашлись и редко сохраняющиеся деревянные предметы. Например, исследователи вытащили из земли резное навершие посоха - деревянный шар, полностью покрытый тончайшей высокохудожественной резьбой.

В музее-заповеднике отмечают, что многие находки сезона займут место не только в фондах, но и в экспозиции музея. А ряд артефактов, возможно, представят на отдельной выставке в ближайшие годы - не исключено, что в Москве или Петербурге.

Кстати

Археологические работы на 17-м участке Троицкого раскопа в сентябре еще продолжаются. В центре археологии музея все желающие могут записаться в ряды волонтеров и принять участие в раскопках.

Когда раскопки полностью завершатся, на их месте работ планируется возвести историко-археологический центр с фондохранилищами и экспозиционными залами.