Юлия, давайте обозначим сразу: стрит-арт, паблик-арт - в чем отличия и как к этим явлениям относиться?
Юлия Саначина: По-простому: стрит-арт - стихийные граффити, возможно, на злобу дня, но не согласованные ни с кем. Кто-то называет их авторов хулиганами, вандалами, но все же это другое - они художники, только действующие сами по себе. Паблик-арт - согласованное создание арт-объектов, то есть утвержденные властями и общественностью работы без политического, религиозного и прочего подтекста: так как это делается для города, то должно быть неконфликтным, чтобы никого не обидеть.
В стрит-арте присутствует соревновательный эффект: быстрее отреагировать на перемены вокруг. Представители паблик-арта думают о том, как их творчество приживется в городской среде, как на нее повлияет, что ей даст. Все же недаром мастера этого направления серьезно сотрудничают с лидерами мнений, мэрией, застройщиками, другим бизнесом. Однако не будь граффити, стрит-арта, не появился бы и паблик-арт. Не будь хаоса, не возник бы порядок. Многие востребованные художники паблик-арта выросли из граффитчиков.
Можно ли назвать современный паблик-арт меткой урбанистики?
Юлия Саначина: Это не просто признак развития городского пространства, а мысль и действие на опережение. На Западе было заведено: один процент прибыли застройщик обязательно тратит на искусство, создание в своем районе чего-то заметного и ценного для жителей. Воплощалось по-разному, не всегда уместно. Можно отлить огромную брендированную букву и поставить на лужайке, но разве это отразит суть города, вызовет положительные эмоции у жителей и туристов? Планировать общественное пространство с паблик-артом нужно еще на этапе проектирования ЖК. В Москве, например, есть кварталы, куда логично и умно заведено разное современное искусство. В регионах, увы, это редкость. Хочется делать классные, а не номенклатурные вещи, но пока такого не случилось - есть лишь идеи.
Недавно обратились местные застройщики: а перерисуйте-ка на стену картину известного художника. "А как же с авторским правом?" - спрашиваю я у них. Нет, не слышали… Бывает, предлагают расписать рифленый забор так, как придумают, вставить логотип - и за наш же счет. Это, по их представлению, и есть паблик-арт. Скажу, в чем ошибка: такими проектами у застройщиков за отсутствием профильных команд занимаются отделы маркетинга и пиара. На них, бедных, и так все свалено - от продвижения до инфоповодов, а сверху еще и "искусство", да еще и какое-то "современное". Часто заказчик сам не знает, что ему нужно, как это воплотить, а цена вопроса - и вовсе отдельная большая боль…
Способно ли уличное искусство взбодрить старинные города? Ведь у них длинная история, традиции, уставы и правила, а тут - почти безграничные фантазии.
Юлия Саначина: Возраст населенного пункта и паблик-арт в нем абсолютно не связанные вещи. Нижний Новгород, Казань гораздо старше Тюмени, но сколько там современного актуального искусства, которое ты принимаешь с первого взгляда! Жизнь и успех паблика зависит только от инициативы - художников, партнеров, может быть, власти. Наша "Контора" размещается в историческом здании XIX века, но, если бы мы в нем ходили в платьях того времени, выглядело бы странно. Да, есть традиции, айдентика, но есть и современный мир, с которым надо считаться, держа баланс.
Как действовать правильно? Художникам - узнавать место, куда приедут работать, беседовать с жителями, чиновниками, бизнесом, выясняя, кто здесь главный двигатель всего прогрессивного, и на основе этого придумывать образы. Вспоминается прекрасный опыт Выксы, паблик-арт в которой поддержал металлургический завод. В Альметьевске был классный проект "Сказки о золотых яблоках" на основе татарского фольклора. В Дербенте создали серию муралов, которые отражают быт местного населения. А в Тюмени, кстати, паблик-арта до сих пор, спустя семь лет жизни "Морфологии улиц", мало - можно двигаться в любую сторону. Мы пошли к жителям, стали работать вместе.
Как появилась тюменская "Морфология"?
Юлия Саначина: Первый пробный фестиваль в 2017 году организовали команды "Цвет города" и "Моя территория". В 2019-м перед открытием "Конторы пароходства" мы провели серию событий, чтобы рассказать горожанам о векторах работы будущего мультицентра. Вспомнили про "Морфологию", ее сильную образовательную составляющую и решили возродить, но при условии, что это будет всероссийский проект. Познакомились с екатеринбургской "Стенограффией", стали искать художников по всей стране, приглашать, рассказывать, что у фестиваля есть потенциал. Нашим учредителем является региональный департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, но важно привлекать и коммерческих партнеров: бизнес должен вкладываться в город, коль он тут пустил корни. Признаюсь, поначалу все двигалось вяло, но с 2021 года обозначились перемены - появились спонсоры из числа банков, например, активна администрация, не говоря про обычных тюменцев.
Последние сезоны "Морфология" успешно сотрудничает с Центральной городской управой: прошлым летом команда "Дайте стену" нарисовала тюменский ковер на фасаде жилого дома в рамках реновации гостевой улицы Ленина, вписав историю и традиции в современный уклад жизни. Полтора месяца назад благодаря поддержке управы в строящемся сквере имени Згерского появился мурал в честь первого директора филармонии.
С паблик-артом происходят интересные метаморфозы: сначала горожане против, потом влюбляются, а когда работы закрашивают или портят, сильно возмущаются. Какое все-таки у него место в Тюмени? Какая философия?
Юлия Саначина: Это вопрос про то, зачем мы поменяли вектор, отказавшись от большого числа муралов и профессиональной образовательной программы в пользу соучастного проектирования. Шел 2022 год, всех штормило, многие не понимали, что делать, как работать. И мы меж тем стали искать другой путь, задумались, что непременно надо объяснять горожанам смыслы, которые художники закладывают в работы. Лучше всего для этого привлекать жителей в качестве помощников творческих лабораторий: к тому, в создании чего участвовал, человек по-другому относится. Опасались скатиться к самоделкам, но процесс четко контролируют кураторы: они единственные авторы идей, эскизов и головой отвечают за результат. Философия "Морфологии" простая: изменение городского пространства с помощью молодежи, создание альтернативного досуга для жителей, поддержка начинающих художников, вклад в креативные индустрии.
Удалось ли фестивалю воспитать у тюменцев культуру отношения к современному искусству?
Юлия Саначина: Вода камень точит. В идеале нужен отдельный информационный ресурс, не обязательно чисто фестивальный, а в принципе культурно-образовательный, где бы копились тематические статьи, интервью, фоторепортажи. Еще логична коллаборация со смежным событием. Если бы мы занимались стрит-артом, не зацикливались бы на чужом мнении - там ведь главное ажиотаж, даже скандал. Паблику это не присуще - здесь все честно, серьезно. И открыто, буквально оголено перед диванными критиками. Мы выслушиваем горожан, допустим, впервые столкнувшихся с современным искусством, но не спорим. Потому что это дело неблагодарное и неблагородное. Но все же большинство работ "Морфологии" у тюменцев вызывает теплые чувства. Назову мозаики на улице Челюскинцев и Водников, уже упомянутый ковер, связанные крючком цветы на заборе близ пешеходной улицы Дзержинского.
Этой сфере присуще соперничество или партнерство? Фестивалей много, в соседнем регионе проходит похожее событие. И почему среди участников много приезжих?
Юлия Саначина: Мы дружим со "Стенограффией" и специально планируем новые сезоны на разные даты, чтобы художники из разных регионов могли поработать и там, и тут. В каждом городе своя атмосфера, и мастера выбирают ту, в которой им комфортнее. Но если бы в Тюмень зашел федеральный проект, мы бы сильно удивились, ведь здесь есть свое, доморощенное и довольно неплохое.
Участники отбираются на опен-колле. Из Москвы и Петербурга много заявок. Из Тюмени, увы, мало - наши ребята чаще уезжают в Центральную Россию искать себя. Однако растет смена: впервые в этом году участвовал подросток - Еве Голянской 14 лет, у нее большое будущее в искусстве. Опять же действует кемп волонтеров - готовим сопричастных к паблик-арту ребят-помощников.
Организовывать такие фестивали дорого?
Юлия Саначина: Каждый год все дороже. Даже не потому, что приезжают художники с именами - Максим Има, Красил Макар, Настя Иванникова, Андрей Люблинский - они у нас работают без гонораров. Но посмотрите, как поднялись цены на материалы! На один средний мурал уходит 300-400 тысяч рублей, а то и больше. Только аренда автовышки на один час - 2,5 тысячи. А еще нужно готовить стены, привозить, размещать и кормить мастеров. Общий бюджет - около 4-5 миллионов. Поэтому мы теперь не планируем супербольших работ, иначе "Морфология" ограничится лишь двумя рисунками, а делаем выбор в пользу недорогого и любопытного. Гранты выигрывать пока не удается, но попыток не оставляем.
А есть перспективы в малых городах области, нужен ли им паблик-арт?
Юлия Саначина: Конечно, но надо понимать, зачем туда стремиться, как это будет выглядеть, кто возьмется курировать, верно поняв вкусы города и горожан. Малый город - априори компактная история. Если стартуешь ошибочно, условно говоря, с веселых картинок, можно все испортить. Ишим, Ялуторовск - прекрасные площадки для паблик-арта. Он непременно нужен молодежи, чтобы как минимум дать беспокойному мозгу пищу для размышлений. У искусства нет границ и рамок, но каждому городу, как и человеку, требуется свое.