На бирже обратная история. Котировки бензинов снижаются с конца прошлой недели. Марка АИ-95 подешевела на 5,5%, а АИ-95 - почти на 10%. Но розничные цены на топливо в России реагируют только на очень продолжительные во времени и сильные движения биржевых котировок вверх или вниз. Поэтому ожидать, что уже со следующей недели цены пойдут вниз, не стоит.
Как отмечает, глава маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, биржевые цены на топливо оказывают лишь косвенное влияние на его стоимость в рознице. Свыше 80% продаж бензина приходится на внебиржевой сегмент - отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и нефтебаз.
Внебиржевые оптовые цены на топливо, как правило, следуют за биржевыми с некоторым опозданием. Для того, чтобы розница отреагировала на падение оптовых цен, нужно еще больше времени, причем обязательное условие - чтобы снижение котировок продолжалось. Схожая ситуация была на рынке прошлой осенью, цены на АЗС пошли вниз после двух недель падения котировок на бирже.
По мнению директора по стратегии ИК "Финам" Ярослава Кабакова, цены на АЗС могут снизиться вслед за биржевыми и в этом году, но это не гарантировано. Цены на АЗС регулируются в большей степени не биржей, а издержками нефтяных компаний, налогами и логистикой, что делает процесс неравномерным по маркам бензина.
Терешкин считает, что опережающие темпы роста цен на АЗС сохранятся для бензина АИ-98 и выше. При этом серьезной угрозой для топливного рынка является нынешнее падение цен на нефть, которое может подтолкнуть минфин к сокращению субсидий по демпферу (компенсации части затрат нефтяниками из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Предыдущая попытка урезать субсидии, предпринятая в июле 2023 года, окончилась ралли на топливном рынке, из-за чего минфин был вынужден вернуться к старой конфигурации демпфера, напоминает эксперт.