Нельзя делить детей по принципу "талантливый - в вуз, остальные - к станку"
Профессор Абанкина об идее сократить число мест в вузах: Спорно и неперспективно
В Сети сегодня активно дискутируют: нужно ли так много мест в вузах, и вообще - всем ли оно нужно, это высшее образование, может, сократить его наполовину или в крайнем случае отказаться от платного набора? Есть даже мнение, что в вузы надо идти только талантливым, а остальных милости просим в колледжи. А разве в колледжах не нужны таланты? Да и кто вправе делить детей на талантливых и неталантливых?

Да, природный дар у детей нужно развивать. У нас сегодня есть серьезные программы по развитию и поддержке талантов, где ребята вовлекаются в разные проекты, много уделяется внимания и в программах по воспитанию развитию именно тех способностей, которые есть. Тем не менее важны не только природный дар и необходимость его развития, но и мотивация.

Способности нужно развивать, это факт. Но, если, по чьему-то мнению, их недостаточно, отправлять на этом основании ребенка в колледж - очень странная история. Это значит кого-то лишить права на получение образования и развитие своих интеллектуальных способностей на выбранном уровне образования.

Согласиться с позицией "талантливый - в вуз, остальные - к станку" невозможно. Так делить детей нельзя.

Идеи о сокращении высшего образования вдвое и запрете платного обучения в вузах - более чем спорные и в целом неперспективные. Есть масса семей, которые готовы вкладываться в высшее образование, считают его инвестицией в будущее. Есть дети талантливые, которые не прошли по конкурсу, недобрали буквально пару баллов. И отлично, что они, имея средства, могут все же учиться в вузе мечты. Кроме того, есть и льготные образовательные кредиты. И целевой набор. Сокращать эти возможности получения высшего образования совершенно ни к чему. Мы нуждаемся в специалистах, специалистах высокой квалификации. И для тех, кто готов рано выходить на рынок труда, развиваются вместе с работодателями программы федерального проекта "Профессионалитет".

Ирина Абанкина
заслуженный профессор Высшей школы экономики
Поделиться