В новом агросезоне (начинается в июле) Россия может экспортировать 60 млн тонн зерна против 70 млн тонн в прошлом сезоне, докладывала министр сельского хозяйства Оксана Лут на последнем совещании президента с членами правительства. В прошлом сезоне в стране получен второй в истории урожай зерна, а в этом из-за весенних заморозков и летней засухи прогноз не такой оптимистичный - 147 млн тонн против 132 млн тонн соответственно.
По итогам прошлого года мы занимаем первое место в мире по экспорту пшеницы, гороха, ячменя, второе место по экспорту подсолнечного масла, рассказывала Лут на итоговой коллегии министерства. В 2024 году уже поставлено 70 млн тонн продовольствия. При этом расширяется география поставок - так, более 1 млн тонн пшеницы отгружено на новые рынки Африки и Азии.
Всего в прошлом году Россия поставила на внешние рынки более 100 млн тонн продовольствия, заработав на этом 43,5 млрд долл. А к 2030 году экспорт должен вырасти до 55 млрд долл. Глава минсельхоза говорит, что сделать это возможно за счет укрепления позиций по традиционным направлениям экспорта (зерно, масложировая продукция, рыба) и наращивания экспорта продуктов с более высокой добавленной стоимостью (мясная и молочная продукция, кондитерские изделия и другие). Ориентироваться в поставках продовольствия Россия будет на дружественные страны.
Понятно, что для этого предстоит увеличить производство. Рост производительности труда возможен за счет автоматизации, повышения эффективности производства, использования передовых информационных технологий, включая искусственный интеллект, оценивают в министерстве. К тому же ведомство планирует вовлекать в оборот неиспользованные сельхозземли. Сейчас их в России 44 млн га (включая 20 млн га пашни, то есть пригодной для посевов сельхозкультур). За 2022-2023 гг. было введено в оборот более 950 тыс. га, а за три года (2022-2024 года) она составит 2 млн га, прогнозирует Лут.
По данным Центра ценовых индексов Промсвязьбанка, Россия укрепляет свои позиции в качестве экспортера на Ближнем Востоке и Северной Африке. Россия - крупнейший импортер пшеницы в Египет, занимающий более 60% в египетском импорте. Россия активно наращивает экспорт пшеницы на рынки Алжира, Туниса, ОАЭ, Йемена.
Перспективными являются рынки Южной и Юго-Восточной Азии: Пакистан, Бангладеш, Индонезия. Поставки российской пшеницы в Бангладеш в прошлом агросезоне выросли в два раза, в Индонезию - в 10 раз. А Индия - покупатель номер один нашего подсолнечного масла, в прошлом сельхозгоду поставки выросли еще на 360 тыс. тонн, до 1,6 млн тонн. В прошлом сезоне Индия открыла рынок для российского гороха, что позволило нам существенно нарастить поставки.