Плечом к плечу: Дагестан отмечает 25 лет разгрома международных бандформирований

Дагестан отмечает 25 лет разгрома международных бандформирований
15 сентября исполнилось 25 лет с момента разгрома бандформирований международных террористов, вторгшихся в Дагестан под руководством Шамиля Басаева и Хаттаба. Захват Дагестана предполагал выход к Каспийскому морю и коридору, выходящему на страны Азии и Ближнего Востока.
Альберт Токаев/РИА "Дагестан"

Бандиты мечтали создать в Чечне и Дагестане независимое исламское государство.

Праздничная программа торжественных мероприятий открылась построением колонны в центре села Ботлих - на площади Ополченцев. Прямо с площади колонна гостей и участников направилась для проведения церемонии возложения цветов к Мемориалу погибших в боевых действиях.

14 сентября 2024 года. Ботлих. Жители района и гости республики отмечают 25-летие разгрома международных бандформирований. Фото: Официальный Telegram-канал о деятельности правительства РД

Первыми удар приняли на себя жители сел Шодрода, Ансалта, Рахата. В них не было подразделений российских войск, так как никто не ожидал вероломного нападения. Для отпора врагу в Ботлихский район начали приезжать добровольцы со всего Дагестана.

"Первыми бой приняли сотрудники местного РОВД, к ним на помощь пришли местные жители. В первые же дни в район выехали люди из всех городов и районов республики. Целую неделю, до прибытия федеральных войск, они сдерживали боевиков", - вспоминает кавалер ордена Мужества, ветеран ополчения Умахан Умаханов.

Глава Госсовета республики Магомедали Магомедов, бывший тогда руководителем Дагестана, решился на беспрецедентный шаг - легализовать ношение оружия у населения.

Соответствующее постановление Госсовета РД "О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан" было подписано 9 августа 1999 года.

Корреспондент "РГ хорошо помнит то время - в Махачкале тысячи людей записывались в ополчение, создавали интербригады и ехали защищать Родину.

Порой продавали последнее, чтобы купить автомат или винтовку и стать на защиту нашей страны.

Вскоре на помощь ополченцам прибыли федеральные войска. Дагестанцы приняли военных как родных - предоставляли ночлег, женщины организовывали импровизированные столовые, помогали выхаживать раненных.

Ожесточенные бои в Ботлихском районе продолжались до конца августа.

Но террористы параллельно устроили нападение и в других местах. 5 сентября они вторглись в Новолакский район республики, и в Кадарскую зону - села Карамахи и Чабанмахи. В ходе ожесточенных боев к 15 сентября основная часть захватчиков была разгромлена, остальные ушли на территорию Чечни. В этот день министр обороны РФ Игорь Сергеев доложил председателю правительства РФ Владимиру Путину, что территория Дагестана полностью освобождена от террористов.

Фото: Альберт Токаев/ РИА "Дагестан"

Всего, по данным Минобороны, в ходе конфликта погибло около 300 военнослужащих, уничтожено около двух с половиной тысяч боевиков.

Руководство страны понимало важную геополитическую роль Дагестана, и чем грозит потеря территории для всей страны. В те годы Владимир Путин только начинал свой путь в большой политике. 9 августа 1999 года он был назначен исполняющим обязанности премьер-министра России. Уже 27 августа 1999 года Владимир Путин вместе с руководителем республики Магомедали Магомедовым прилетел в Ботлих, где на сельской площади вручил награды отличившимся российским военнослужащим.

Тот приезд жители Дагестана вспоминают до сих пор. После церемонии награждения, Путина пригласили в военную палатку, чтобы перекусить. И тут он произнес речь, которую дагестанцы запомнили навсегда. Он отказался выпить стопку, сказав, что это сделает после окончательной победы над террористами.

"Мы с вами не имеем права позволить ни секунды слабости себе. Потому что, если мы это сделаем, то тогда те, кто погиб, получается, погибли напрасно. Поэтому я предлагаю сегодня эту рюмку поставить. Мы обязательно выпьем за них, обязательно, но пить будем потом", - сказал Путин.

Террористы надеялись на поддержку местного населения. Но враг встретился с массовым героизмом простых дагестанцев, с их беспримерным мужеством

Свое обещание он сдержал. Через 20 лет, в сентябре 2019 года, уже в ранге президента, Путин вновь прибыл в Ботлих. Накануне он подписал закон о статусе ветерана боевых действий для дагестанских ополченцев.

"Я с удовольствием к вам приехал. Хочу вас поздравить с этими трагическими, но все-таки славными с точки зрения результата вашей боевой работы событиями 20-летней давности, когда вы встали на пути этих банд международных террористов, и вместе с Вооруженными силами России отстояли не только свою малую родину, не только свой Дагестан, свое село, но и, по сути, показали пример всей стране - показали пример того, что значит сплочение людей перед общей опасностью. Так всегда было в истории наших народов. И русского народа, и народов Кавказа. Ну а на Кавказе всегда особо ценилось мужество, воля, любовь к своему Отечеству. В этот критический момент проявились эти самые лучшие качества", - сказал президент России, подняв тот самый нетронутый бокал…

О событиях 25-летней давности вспоминает депутат Государственной Думы, генерал-майор полиции Абдулхаким Гаджиев. 25 лет назад он служил в Кизилюртовском РОВД в звании лейтенанта.

"Я не мог остаться в стороне от происходящего, поэтому с группой коллег записался в добровольцы. Иначе я поступить не мог, причем не только как сотрудник правоохранительных органов, но и как дагестанец, которому небезразлична судьба родной земли. Первыми бой с бандами международных террористов приняла именно милиция и дагестанцы-ополченцы. Было необыкновенное единение всех народов Дагестана, порой продавали последнюю корову, чтобы купить автомат или винтовку и стать на защиту суверенитета нашей страны.

Эта мобилизация гражданского общества, сил правопорядка, сыграли решающую роль в отражении агрессии боевиков до подхода основных сил Министерства обороны. Народ и армия в тот период были едины!", - говорит Гаджиев.

Среди тех, кто были в те годы на передовой - наши коллеги-журналисты. В их числе работавший собственным корреспондентом Первого канала на Северном Кавказе Алик Абдулгамидов.

"Это было время "Ч", когда каждый человек делает выбор между предательством и мужеством, трусостью и героизмом. В походе на Дагестан боевики и их главари надеялись на поддержку местного населения. Но враг встретился с массовым героизмом простых дагестанцев, с их беспримерным мужеством. Врачи, учителя, пенсионеры, женщины взяли в руки оружие. Почти каждое село в те дни было неприступной крепостью", - делится воспоминаниями Алик Абдулгамидов.

Хрупкая девушка, корреспондент газеты "Молодежь Дагестана" Эльмира Кожаева с первых дней была на передовой. За свою работу она была награждена медалью oрдена "За заслуги перед Отечеством" 2-ой степени.

Как вспоминает Кожаева, самым трудным было в те дни было видеть тяжелораненых солдат, убитых горем матерей, чьи сыновья-ополченцы погибли, защищая родную землю.

Фото: Альберт Токаев/РИА "Дагестан"

"Я испытала шок от крайней жестокости боевиков, зарезавших шестерых солдат на блокпосту под Тухчаром. Тяжело было от того, что я тремя днями ранее на этом же посту видела их живыми, улыбающимися. Эти действия террористов породили во мне ненависть, я просто забыла, что я журналист, мне хотелось взять автомат и идти воевать против бандформирований.

Тогда дагестанцы в одном едином кулаке, вместе били врага. Сдавали кровь для солдат, несли из дома последнее, чтобы накормить их. То, что произошло четверть века назад, стало частью истории нашей земли. Ее нельзя забывать, надо об этих событиях говорить молодому поколению", - говорит Эльмира Кожаева.