В Приморье впервые прозвучала сюита в честь "Владивостокской крепости"

На концертной площадке под открытым небом рядом с Пороховым погребом № 13 Владивостокской крепости, в рамках одноименного фестиваля истории и культуры, состоялась премьера сюиты "Крепость". Он был организован музеем-заповедником истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева на грант Президентского фонда культурных инициатив, и надолго запомнится зрителям и участникам.
Жанна Беляева \ Музей Арсеньева

Фестиваль стартовал в середине прошлого года, за это время реализовано много интересных мероприятий, а накануне концерта усиленная "арт-подготовка": экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых по рисованию, искусству игры на колоколах, основам парусного спорта. Сильный дождь помешал финальному событию в субботу, но утром ярко сияло солнце и праздник состоялся.

- Мы провели на объектах крепости серию музыкальных событий, чтобы дать ей "новый сценарий жизни". Она строилась не для войны, а для сохранения мира. Не сделав ни одного выстрела, она своей мощью защитила город. Мы услышали здесь прекрасные произведения, но решили попробовать придать Владивостокской крепости свое, современное звучание, чтобы вписать в мировой музыкальный ландшафт Владивосток, который долгие годы называли "город-крепость", - напомнил о цели проекта директор музея Арсеньева Виктор Шалай.

Фото: Жанна Беляева/ Музей Арсеньева

Сюиту композитора Сергея Филатова исполнили симфонический оркестр Радио "Орфей", академический большой хор "Мастера хорового пения" Радио "Орфей", вокалисты Иустина Бутрова, Мария Владимирская, при участии Сергея Старостина, Андрея Котова, и Сергея Клевенского.

Она содержит 14 номеров с говорящими названиями: "Босфор Восточный", "Чайки", "Город", "Крепость", "Душа моя", "Переселенцы", "Босфор Восточный. Ветер"… В паузах между ними органично прозвучали письма американки Элеоноры Прей, волею судеб оказавшейся во Владивостоке на рубеже XIX и XX столетий и по-настоящему влюбленной в него. Она написала несколько тысяч писем родным, рассказывая о жизни города так увлекательно, что благодарные горожане поставили ей памятник, с любовью называя ее "первым блогером Владивостока". Письма мастерски озвучила харизматичная Ирина Апексимова, прилетевшая в город всего на сутки.

Фото: Жанна Беляева/Музей Арсеньева

Композитор накануне премьеры рассказал, что хотел "создать что-то объемное, как 3D картина - с прошлым, настоящим, будущим, где образ города - мечта и образ крепости - мечта". У него получилось! Оркестр и хор репетировали сюиту с огромным удовольствием.

- Сюита "Крепость" содержит самые разные стили русской музыкальной культуры, очень разные, но одинаковые по красоте, мощи, накалу. Это абсолютно русская музыка, звучащая с помощью разных инструментов, среди которых были даже гусли, - рассказал журналистам дирижер Дмитрий Волосников.

Фото: Жанна Беляева /Музей Арсеньева

Музыкальный портрет Владивостока, звуковых картин морского залива и фортов крепости, ритмов порта и городского шума слушатели восприняли с восторгом.

Первые отзывы на сайте: Елена Паутова: "Впервые были на фестивале. Несмотря на погоду, премьера сюиты произвела огромное впечатление! Потрясающее исполнение сюиты и писем Элеоноры Прей". Евгения: "Большое спасибо за праздник для души! Я просто в восторге и под впечатлением с длительным послевкусием. Очень ждем запись концерта! Хочется слушать и переслушивать!"

Готовится видеоверсия концерта, а также альбом с итогами фотоконкурса "Твое право на крепость". Организаторы фестиваля заверили, что интересно на объектах Владивостокской крепости будет и дальше.

Справка "РГ"

Владивостокская крепость - уникальный комплексный памятник истории русской военно-инженерной мысли конца XIX - начала XX века.

Более сотни ее объектов разбросаны по сопкам и побережью полуострова Муравьева-Амурского и Русского острова. Это самая укрепленная и мощная морская крепость своего времени, состоявшая из более 800 фортификационных и инфраструктурных объектов, включая подземные галереи.

Линия обороны Владивостокской крепости составляла 150 километров. Она сыграла важную роль в обеспечении безопасности восточных границ сначала Российской империи, а затем и Советского Союза. В наши дни она утратила оборонительное значение, став частью культурно-исторического наследия России.