Регулярно пользуясь услугами такси в одном из регионов ПФО, автор этих строк в течение двух недель одновременно интервьюировала представителей службы извоза. Общий портрет таксиста-участника мини-опроса оказался таким: мужчина, 45 лет, без высшего образования, женат, имеет двоих детей, прежде трудился в другой сфере, например, в торговле, теперь вынужден заниматься извозом, статуса самозанятого не имеет. Полис ОСАГО оформлен, но это обычная водительская страховка. Обязательный и ежедневный предрейсовый медосмотр и техосмотр, как правило, не проходит - объясняют тем, что делать это просто негде, особенно если работаешь в вечернее или ночное время. При этом агрегаторы от сотрудничества с таким таксистом не отказываются: в ином случае автопарк может изрядно поредеть, а цены - взлететь.
Мониторинг в регионах реальной практики применения 580-ФЗ "О такси" показывает, что одной из проблем в этой сфере оказалось отсутствие единой методики регулирования и платформы, считает эксперт председатель АНО "Союз пользователей цифровых платформ цифровой мир" Валерий Корнеев.
"Различаются и регламенты предоставления государственной услуги по включению в региональный реестр легкового такси перевозчиков и служб заказа такси. Где-то административные регламенты даже не опубликованы, что делает требования к будущим таксистам неочевидными и создает дополнительные административные барьеры. При этом в ряде субъектов РФ подзаконными актами вроде бы и устанавливаются требования к порядку ведения региональных реестров, но сами реестры отдельно от федеральной ФГИС "Такси" вообще не ведутся. Нет единой цифровой платформы или программного обеспечения и, при нынешнем отсутствии связи региональных баз данных с базами страховых компаний, по факту доступ для самозанятых и ИП на рынок перевозчиков такси становится невозможным", - добавляет представитель юридического бюро, эксперт Антон Палюлин.
В юридическом бюро "Палюлин и партнеры", проводившем анализ правоприменительной практики закона в регионах, положение дел объяснили так: "В условиях субсидиарной ответственности службы заказа такси с перевозчиком - самозанятым или ИП, в случае реального ущерба, не покрытого страховкой (пп.3 п.2 ст.29 Федерального закона №580-ФЗ) и солидарной ответственности (пп.1 п.2 той же статьи) с лицом, разрешение на перевозку которого было аннулировано или приостановлено, а в условиях отсутствия автоматического обмена информацией между базами данных реестров такси, страховых компаний и МВД для проверки судимости это может произойти в любой момент и даже задним числом, самозанятые не нужны ни для служб заказа такси, ни для таксопарков, так как риски для них при взаимодействии с ними невозможно просчитать". Проще говоря - самозанятым места в системе просто не нашлось.
К такси в районном центре Центральной Сибири и к такси в столице не могут предъявляться одинаковые требования. Например, обязательность ежедневных медицинских и технических осмотров далека от реальной жизни в регионах, указывают эксперты. Если Москва может себе позволить дистанционную диагностику, то даже в центре отдаленного субъекта РФ это зачастую невозможно.
"Не государство, а водители, перевозчики и службы заказа такси под страхом повышенной юридической ответственности сами должны осуществлять контроль и принимать адекватные меры, исключающие нахождение за рулем в болезненном состоянии или выезд на линию неисправного, незастрахованного или грязного автомобиля", - отмечает доктор права НИУ Высшая школа экономики, адвокат Вячеслав Плахотнюк.
"Самозанятому крайне недешевую перекраску или переклейку пленкой своего автомобиля в цвет придется оплачивать за свой счет. А ежедневное прохождение медосмотра, как и ежедневный техосмотр автомобиля перед выходом на линию, в подавляющем большинстве населенных пунктов страны вообще негде физически проходить из-за отсутствия соответствующих медицинских работников и профессиональных пунктов техосмотра", - считает и Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы НФ "Защита прав автомобилистов".
Об этом же говорят и самозанятые. Вот что написал в письме премьер-министру президент общественной организации "Объединение самозанятых России" Игорь Жмакин: сегодня в стране есть две модели работы такси - таксопарки, сдающие машины в аренду, зачастую мигрантам, от которых требуются только права, и самозанятые россияне. Жмакин полагает, что это экономически неравные модели, которых уравняли в обязанностях.
"В такой ситуации большинство самозанятых посчитали выполнение всех этих требований для себя экономически невозможным. Как итог: из более чем 600 тысяч официально зарегистрированных самозанятых, указавших в качестве основного вида деятельности работу в такси, только 20 тысяч, то есть чуть более 3%, получили разрешение в соответствии с требованиями закона о такси", - заявляет общественник.
Союз пользователей цифровых платформ "Цифровой Мир" узнал мнение 28 тысяч водителей такси. Оказалось, что большая часть опрошенных готовы "возить пассажиров" неофициально, если не смогут выполнить требования ФЗ-580. "Опрос индивидуальных водителей такси, показал, что порядка 72% таксистов готовы снова уйти в теневую экономику, если начнут жестко закручивать гайки и требовать покупки дополнительного ОСАГО и ОСГОП. Выполнять другие требования, на которые у таксистов нет денег, они не могут, а для их семейного бюджета крайне важна подработка", - прокомментировал результаты опроса Валерий Корнеев.
Наталия Лозинская, исполнительный директор Ассоциации "Национальный совет такси", полагает, что ответы на целый ряд актуальных вопросов можно найти, отказавшись от устаревших требований 60-х - 80-х годов прошлого столетия. Министерство транспорта проблемы видит, и недавно опубликовало проект приказа, который в перспективе может смягчить требования. Отрасли нужна цифровая трансформация, цифровой контроль, считает Лозинская. Ее поддерживает Корнеев, по мнению которого с помощью цифровых платформенных решений возможно привести к единой структуре региональное и федеральное регулирование, чтобы оно обеспечило прозрачность налоговых поступлений и не усложняло привлечение экономически активного населения. И выход здесь только один - открыто и публично обсуждать необходимые изменения, снижать излишнее законодательное давление с учетом новых экономических реалий, уверен эксперт.