Скопинская фабрика художественной керамики станет государственной

Скопинскую фабрику художественной керамики приобретут в госсобственность. Об этом решении главы региона Павла Малкова сообщили мастерам традиционного народного промысла на фестивале гончарного искусства, который проходил в рамках VII Международного форума древних городов.
Cпрос на гончарные изделия есть - и его можно поднять.
Cпрос на гончарные изделия есть - и его можно поднять. / АНО "Центр современной культуры"

Международный фестиваль гончаров традиционно проходит в Скопине. В Рязани впервые попробовали провести этот пользующийся популярностью у профессионального сообщества, коллекционеров и просто любителей гончарки форум. У мастеров отношение к смене адреса неоднозначное. С одной стороны, есть традиции, все прекрасно представляют, чего ждать от Скопинского фестиваля, а что такое фестиваль гончаров в Рязани - не очень понятно. С другой - до Рязани гостям проще добраться, в областном центре больше народу, да и фестиваль проходил в рамках Международного форума древних городов, так что это был двойной праздник. Как потом призналась "РГ" главный художник и начальник производства Скопинской фабрики художественной керамики Наталья Годовикова, за полтора дня продали практически все, что привезли. Да и мастера, работающие самостоятельно, говорят, что неплохо поторговали. Так что экономический эффект есть. В свою очередь рязанские власти объясняют проведение фестиваля гончаров в Рязани в том числе желанием "продемонстрировать заинтересованность со стороны органов государственной власти в развитии скопинского гончарного промысла и готовность принимать для этого адекватные меры".

Предшествовала этому встреча пару месяцев назад зампреда правительства Рязанской области Артема Никитина с коллективом Скопинской фабрики художественной керамики. Речь шла о развитии этого народного художественного промысла. Тогда впервые и зашла речь о смене собственника. Дело в том, что нынешний владелец фабрики осужден по статье "Педофилия", и, хоть он даже и не жил в Скопине, это неожиданным образом сказалось на реализации продукции. По словам Натальи Годовиковой, заказчики стали отказываться от сотрудничества, чтобы не было ассоциации с этим человеком. Последней каплей стал отказ от скопинских изделий епархии, заявившей, что они "грязные".

- На встрече с Никитиным я задала вопрос: есть ли способ сменить собственника, дискредитировавшего предприятие? Часто слышу: мол, вам не стыдно? Но фабрика существует с 1640 года! Мы здесь работаем по 30 лет. Не он ее начинал, не ему и заканчивать. Люди-то в чем виноваты? - возмущается Наталья Годовикова.

В Рязани в Центре развития креативных индустрий зампред правительства региона вновь встретился с гончарами. Он сообщил, что принято решение выкупить Скопинскую фабрику.

Скопинские гончары связывают надежды на развитие промысла с возвращением предприятия в госсобственность

- Провели встречу с собственником. До конца года скопинская керамика станет областной собственностью. Сейчас надо запустить экономическую оценку предприятия, чтобы определиться, за сколько покупать, - сообщил Артем Никитин. - Работы впереди много, но очевидно, что найден правильный путь, на котором у скопинского промысла есть будущее.

Сегодня фабрика художественной керамики в Скопине работает. Долги есть, но, по словам Годовиковой, они не критичны. Главная проблема - кадры.

- Есть цеха, мы на плаву. И художники вернутся, если будут достойные условия. Нужны молодые кадры. Нужна реклама - может, тогда молодежь пойдет. Раньше к нам каждое лето приезжали пять-шесть человек на практику. Сегодня - никого. У нас нет технолога, работаем на энтузиазме. Было предложение направить на обучение кого-нибудь из местных, но кто-то должен этим заниматься, - рассказывает Наталья Викторовна.

- Все началось с приватизации культурного достояния, - объясняла мне в свое время народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Татьяна Голованова, с 1988 года бывшая главным художником скопинской керамики. - Новые хозяева начали гнать массовку. Да, это тоже серьезное производство, ширпотреб всегда был. Но сейчас важно сохранить фабрику. Без нее промысел многое теряет. Исчезают творческое общение, активная выставочная деятельность, художественные советы, конкурсы, что приводит к деградации и упадку промысла. Это ведь традиции, это школа мастерства, народного творчества. Здесь должна быть государственная поддержка. Субсидий недостаточно - это высокозатратное производство, себестоимость изделий высока. Нужен статус особо ценного объекта культуры. Здесь же есть еще и уникальный музей, в котором собраны образцы начиная с ХIХ века.

Ширпотреб на фабрике, конечно, делают: и дешевое литье есть, и изделия в технике шамот, не имеющей отношения к скопинской керамике. Массовку делали и будут делать, поскольку это хлеб, та самая тачка, которая везет все остальное.

- Если клиент хочет страшненьких котиков, я дам ему их. И шамот останется, поскольку он востребован, - говорит Наталья Годовикова. - Но надо больше художественного внимания. Нужно пополнять фонд авторских работ. Хочется творчества.

Скопинские гончары надежды на развитие промысла связывают с возвращением в госсобственность. Пока же зампред правительства на встрече с мастерами народных художественных промыслов (НХП) ответил на вопрос об их потенциальном сотрудничестве с местными рестораторами. По его словам, в правительстве региона готовы разработать механизмы субсидирования затрат на покупку изделий НХП. Это посуда, керамика, декор из кадомского вениза и михайловского кружева.

- Проведем встречу мастеров и рестораторов, чтобы понять, готовы ли они заказывать посуду и элементы декора народных промыслов. Если да, то запустим программу. Если нет, будем искать другие способы поддержки, - пообещал Никитин.

Деловая встреча представителей НХП, гастроиндустрии и гостиничного бизнеса состоялась. Участникам показали примеры успешной интеграции традиционных рязанских промыслов в современные локации, объекты отдыха и культуры, гастрономические проекты и сервисы. Был накрыт стол, в дизайнерском оформлении которого использовались исключительно рязанские бренды. По словам главного художника Скопинской фабрики, получилось очень красиво. Однако, как ей показалось, рестораторы проявили к этому всему не очень большой интерес.

- Может, и выстрелит в дальнейшем: подумают, все взвесят, подсчитают, - рассуждает Годовикова.

комментарий

Александр Терентьев, ресторатор, управляющий партнер TRUE PRODUCT GROUP:

- Встреча с представителями НХП - отличная возможность найти точки соприкосновения и начать взаимодействовать. Мы давно работаем с местными художниками, чтобы в коллаборации запускать новые проекты и обновлять действующие. Концептуальные заведения строятся на деталях, и необычная посуда, например, это возможность выделиться на ресторанном рынке. Еще год назад я задался вопросом: кто в нашем регионе может закрыть потребность в посуде и элементах декора? Но так и не нашел исполнителя. Кто-то не способен выполнять большие объемы, у кого-то стоимость за единицу не встраивалась в нашу экономику. Я рад был поучаствовать в подобной встрече и познакомиться с большим количеством представителей разных промыслов. На данный момент мы уже активно ведем переговоры с одним из них по новому проекту и закрытию потребностей действующего. И конечно, будем ждать названных мер поддержки, так как это поспособствует развитию региона. Это крутая возможность обзавестись посудой, получить заказы для НХП и оставить деньги в области.