Не секрет, что давление уголовными делами иногда становится возможным из-за пробелов в законодательстве и недостаточной прозрачности в системе возбуждения таких дел. Это так называемая уголовная дубинка, когда гражданско-правовые споры намеренно переводятся в разряд уголовных преступлений.
Мною разработан ряд поправок, которые способны минимизировать риск необоснованного и заказного уголовного преследования предпринимателей. Решение проблемы может быть довольно изящным: требуется всего несколько поправок в УПК РФ и другие законодательные акты, которые изменят правила возбуждения уголовных дел по статьям о мошенничестве, присвоении и растрате, причинении имущественного ущерба без признаков хищения и злоупотребления полномочиями.
Законопроект предлагает также внести поправки в Гражданско-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России, которые устанавливают процедуру вынесения частного определения суда. Это определение, составленное по ходатайству заинтересованной стороны, будет содержать выводы о наличии или об отсутствии признаков преступления. Если суд установит наличие признаков преступления в действиях одного из предпринимателей, его контрагент, признанный потерпевшим, сможет с этим частным определением обратиться в правоохранительные органы, где по его заявлению будет возбуждено уголовное дело.
Часто возникает ситуация, когда реальные преступники избегают ответственности из-за отказа в возбуждении уголовного дела даже при наличии признаков преступления. С введением процедуры частного определения такие отказы будут исключены, обеспечивая потерпевшим более справедливый доступ к правосудию.
Этот порядок станет действовать исключительно тогда, когда речь идет о правоотношениях, возникших между субъектами предпринимательства в рамках заключенных ими сделок. Это уберет барьеры для привлечения к ответственности настоящих преступников, совершающих хищения на систематической основе, так как предложенные изменения затрагивают лишь те случаи, когда уголовное преследование осуществляется в порядке частно-публичного обвинения, по которому дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего.
Кроме того, необходимо ввести требование обязательного согласования возбуждения уголовного дела с прокурором субъекта РФ. Это создаст дополнительный уровень контроля, который исключит возможность необоснованных обвинений и повысит прозрачность всех процедур, связанных с уголовным преследованием предпринимателей, в том числе исключит возможность злоупотреблений и перегибов на местах.