Восстановлено движение по главной транспортной артерии СЗФО - Беломорканалу

Беломорско-Балтийский канал в Карелии возобновил свою работу после аварии. Здесь прошел первый теплоход "Александр Пушкин". Напомним, в конце июля в Сегежском районе республики прорвало перемычки между 10-м и 11-м шлюзами канала в Надвоицах. На момент аварии уровень воды на плотине не был превышен, поэтому до сих пор причины инцидента устанавливаются, возбуждено уголовное дело, и сейчас очевидно, что происшествие лежит в поле ответственности региональных властей.

Напомним, что в 2024 году была открыта 91 навигация в истории (в среднем она длится порядка 180 суток) - канал был введен в эксплуатацию 2 августа 1933 года и объединяет водные пути северо-западной и центральной части страны с судоходными реками бассейна Белого моря. За это время канал, мягко говоря, поизносился, несмотря на свое стратегическое значение. По итогам декларирования безопасности гидросооружений 2021-2023 годов два гидроузла имеют нормальный уровень безопасности (N 4, 9), восемь - пониженный (N 1, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 17), семь - неудовлетворительный (N 2, 3, 13, 14, 16, 18, 19) и один гидроузел - опасный уровень (N 11). По словам экспертов, основной износ - дефекты и повреждения бетонных и металлоконструкций, построенных в середине ХХ века.

Объем грузоперевозок по каналу тоже был скромным. Так, в 2019 году объем грузоперевозок по каналу составил 350 тысяч тонн, что сопоставимо с одним железнодорожным составом в неделю. В навигацию 2023 года за год объемы перевозок снизились более чем на 30 процентов - до 175,5 тысячи тонн. Туристическими судами выполнено 30 рейсов, перевезено 15 242 пассажира.

Тем не менее ряд экспертов надеется на возрождение канала и его модернизацию. Региональными властями было предложено включить канал в состав Северного морского пути (СМП).

"Проходящая реконструкция гидросооружений Беломорканала позволит использовать его не только как туристический маршрут или для перевозки малого объема грузов, но и для решения более крупных транспортно-логистических задач", сообщали ранее в Главэкспертизе. В 2021 году работы по восстановлению пути оценивались в 100 миллиардов рублей, реконструкция должна была позволить использовать канал для прохождения судов водоизмещением до пяти тысяч тонн (сейчас - до трех тысяч).

В 2022 году Минтранс РФ поддержал инициативу правительства Карелии превратить Беломорско-Балтийский канал в одну из частей транспортного коридора, связывающего арктические регионы с центром страны.

Однако... это лишь начало большого пути. По данным Росморречфлота, на Беломорканале в 2024 году завершится комплексная реконструкция шлюзов N 2, 14, 16 и водосливной плотины N 23. Что будет дальше - покажет время.

Справка "РГ"

Протяженность канала 220 километров, 37 из них - искусственного происхождения. В составе канала 127 гидросооружений различного назначения: 19 шлюзов (13 двухкамерных и 6 однокамерных), 13 плотин (3 бетонные, 8 грунтовых, 1 деревянная и 1 плотина Поарэ), 47 дамб, 13 водоспусков для регулирования уровней в бьефах, 34 искусственных канала, 1 мол.