Хотелось бы сказать, что это полностью заслуга ведущего горно-металлургического предприятия Арктики - "Норникеля", но не все так просто. Флагман российской цветной металлургии действительно прикладывает колоссальные усилия для улучшения экологии Таймыра - чего только стоят закрытие устаревшего Никелевого и модернизация Надеждинского заводов, благодаря чему воздух в городе стал на 30% чище. Но главный вклад, разумеется, вносит уже ставшая знаменитой Серная программа - в ходе ее реализации утилизировано 164 тысячи тонн диоксида серы, а в 2025 году предприятие планирует снизить серные выбросы на 45% по сравнению с 2017 годом!
Кстати, интересная зарисовка "с натуры" - некоторые гости Заполярья, побывавшие в Норильске в этом году, отметили, что видели березки, уже вплотную подступившие к стенам Надеждинского завода. Выводы делайте сами…
Стоит ли удивляться, что именно "Норникель" взял на себя инициативу организации "Сибирской перспективы" - "экологического разговора за круглым столом", как называют саммит в кулуарах. Такой акцент ставится не случайно: эффективно решать масштабные экологические проблемы не могут по отдельности ни власть, ни бизнес, ни гражданское общество. Именно об этом, например, говорила Юлия Филатова, заместитель руководителя администрации губернатора Красноярского края:
- Эффективно воздействовать на экологию можно только совместными усилиями. В выработке решений должны участвовать не только крупный, промышленный бизнес и государство, но и бизнес малый и средний, пресса, активисты, общественные организации. Это не тот вопрос, который можно затушевать перекладыванием ответственности между предприятиями и государственными органами. Требуется постоянный, грамотный и честный разговор между общественностью, бизнесом и властью.
Соответственно, среди приглашенных на саммит были представители органов государственной власти и муниципалитетов, крупных промышленных компаний (кроме "Норникеля" в саммите участвовали "Русгидро", "Сибур", "Северсталь" и другие индустриальные гиганты), эксперты из научного и градостроительного сообществ.
Стоит сказать, что в центре внимания гостей саммита была не экология сама по себе, а, цитата, "разработка инструментов управления городской средой, вклад бизнеса в решение экологических задач, международный опыт и перспективы устойчивого развития городов России с акцентом на Сибирь". Под "устойчивым развитием города", как подчеркивали многие выступавшие, надо понимать баланс между его привлекательностью для людей, состоянием промышленной базы и экономической целесообразностью. Чтобы через 20 лет не оказалось, что на месте бывшего индустриального города появилась цветущая поляна, но без всякой реальной экономики, за счет которой только и живут люди.
Впрочем, обратный перекос чреват неприятностями уже сегодня, сказал в своем выступлении Алексей Фирсов, руководитель Центра социального проектирования "Платформа":
- Когда-то неблагоприятная обстановка была условием социального контракта: ехали жить туда, где плохой воздух, но большая зарплата. Такое понимание было свойственно старшему поколению, а у молодого оно отсутствует. Молодые люди сразу хотят жить в хорошей экологии, более четко связывают с ней свое здоровье, отдых и прочее. Социум становится более требовательный. И компании, которые хотят, чтобы к ним ехали люди, уже должны заниматься этим вопросом не как благотворительностью или выполнением законов, а чтобы удержать и привлечь людей.
В результате двухдневной дискуссии участники обозначили несколько стратегических линий, вокруг которых должна строиться вся последующая работа.
Во-первых, необходимо еще активнее вовлекать граждан не просто в дискуссию, а буквально заниматься их экологическим образованием. Причина проста: вклад в загрязнение окружающей среды вносят не только промышленные предприятия, но и сами горожане - дымом из печной трубы, выхлопом своего автомобиля, стихийной свалкой мусора и так далее. И пока каждый не осознает, какой вклад в улучшение обстановки он может внести лично, процесс будет хромать. Хороший пример привела в этом смысле Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики компании "Норникель":
- В Мончегорске наши волонтеры решили, что будут экологизировать все мероприятия. И занялись тем, что после каждого фестиваля убирали пластик, бумагу, баннеры и так далее. Не столь, казалось бы, важный вклад, как сокращение выбросов у "Норникеля", однако если посчитать, сколько в год "мусорообразующих" мероприятий происходит, то речь пойдет уже о тысячах тонн отходов.
Во-вторых, нужно подключать к процессу малый и средний бизнес. И здесь позитивные тенденции уже налицо. Сегодня лидерами экологической повестки являются крупные корпорации, однако у каждой из них есть десятки подрядчиков. Именно к ним гиганты начинают предъявлять те же экологические требования, которые они утверждали для себя. В итоге через таких подрядчиков тренд постепенно распространится на все деловое сообщество. Впрочем, подталкивать бизнесменов к "зеленой повестке" планируется и с помощью государства.
Таким образом, в-третьих: хотя лидерами в вопросах экологии сегодня являются промышленные корпорации, без органов власти всесторонне развивать процесс не получится. Прежде всего, потому что экологические формулы должны существовать не сами по себе, а быть тесно вплетены в планы градостроительства и экономического развития.
К слову, именно в этом ключе формируются сегодня так называемые мастер-планы. Такого термина пока нет в законодательстве, но он, как ожидается, вот-вот должен появиться, и не как альтернатива генеральным планам, а как более широкий документ, включающий в себя вообще все вопросы жизни города на долгие годы вперед. Кстати, Норильск и здесь является одним из лидеров - его мастер-план уже реально реализуется.
Подведем итог цитатой Ольги Гай, руководителя проектов АНО "Московский урбанистический форум":
- Не получится правильного мастер-плана без ежедневного участия в его разработке той команды, которая потом ежедневно будет заниматься его реализацией. Только в этом случае они получат не просто "модный" документ, а четкую программу действий на ближайшие годы, и будут осознанно делать каждый шаг.