Юрист напомнил о предложении передать нотариат в юрисдикцию судебной системы

Доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Геннадий Черемных в интервью "РГ" заявил, что обсуждаемые сейчас предложения изменить систему контроля за нотариатом могут привести к росту штата чиновников. При этом он напомнил о предложении передать нотариат под юрисдикцию судебной системы.
Вова Жабриков/ТАСС

Геннадий Григорьевич, сейчас идут разговоры о разработке нового Закона о нотариате. Настолько устарели действующие нормы?

Геннадий Черемных: Принятые 30 лет назад Основы стали мощной правовой базой для создания в стране нового нотариата - не зависимого от кого бы то ни было при совершении нотариальных действий и не требующего на организацию своей профессиональной деятельности ни копейки из государственной казны, иначе называемого, небюджетного нотариата. Новый нотариат, как не раз отмечалось, моментально доказал свое преимущество перед нотариатом государственным. В считанные месяцы в нотариальных конторах исчезли огромные очереди, заинтересованным и доброжелательным стало отношение к людям, обратившимся в нотариальную контору.

За эти годы и Основы стали другим - полноценным федеральным законом, способным и сегодня достаточно эффективно регулировать правовые отношения в этой сфере, в том числе с учетом изменения обстановки, задач и требований.

Некоторые положения Основ касаются двух нотариатов: частнопрактикующего и государственного, хотя последнего уже давно нет. Получается, устаревшие нормы все-таки есть…

Геннадий Черемных: Совершенно верно: государственных нотариусов (в Основах они называются иначе - нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе) в стране нет уже много лет. Их никто не упразднял, все произошло, как говорится, само собой. Федеральная нотариальная палата за счет средств нотариусов по своей инициативе организовала в местах, оставшихся без нотариальной помощи, нотариальную деятельность частнопрактикующих нотариусов.

Не вызывал вопросов и правовой нонсенс определения размера оплаты нотариальных действий сразу двумя законами: Налоговым кодексом РФ и Основами. Причем говорю об этом подробно, поскольку это единственное "устаревшее" положение Основ, которое давно нужно было исправить.

Можно ли назвать нотариат закрытой корпорацией?

Геннадий Черемных: Что такое нотариат? Это нотариусы, объединенные в силу закона в нотариальные палаты, и сотрудники нотариальных контор и нотариальных палат. И к нотариусам, и в нотариальные палаты обращаются миллионы граждан, которые свободно могут выразить свое мнение (и положительное, и критическое) об их работе. Это первое и главное.

Второе. Установленный законом контроль за деятельностью нотариусов со стороны государственных органов, а также информация об их работе публикуется в средствах массовых информации.

Третье. В работе собраний, заседаниях правления, комиссий нотариальных палат всех уровней участвуют представители, в том числе руководители, Министерства юстиции и его территориальных органов.

Четвертое. Сотрудники органов юстиции участвуют в проверках работы нотариусов непосредственно в нотариальных конторах.

Думаю, все это подтверждает, что утверждения о закрытости нотариата, как корпорации, абсолютно несостоятельны. В прошлом году в Совете Федерации состоялось еще одно совещание по нотариату, участники которого (представители органов государственной регистрации, налоговых органов, адвокатуры, риелторских компаний и другие) все до единого отметили открытость нотариата для совместной работы.

Поэтому новый закон о нотариате не нужен, особенно сегодня.

Нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, от имени Российской Федерации, поэтому, вероятно, и контроль должен быть государственным. Разве не логично?

Геннадий Черемных: А он такой и есть. Есть два разных понятия: организационная деятельность нотариата, которая может регулироваться как Министерством юстиции и его территориальными органами, так и нотариальными палатами, и профессиональная нотариальная деятельность, которая, конечно, контролируется государством (судом, налоговыми органами, органами прокуратуры). Какие-то контрольные функции могут быть переданы нотариальным палатам. Сегодня это контроль за профессиональной деятельностью нотариуса, за исключением вмешательства в оценку законности нотариального действия или отказа в его совершении. Это однозначно прерогатива суда.

Дальше. Правила и порядок совершения нотариальных действий, ведение делопроизводства, режим работы нотариальных контор устанавливаются и контролируются Министерством юстиции - государственным органом. Сферой контроля нотариальных палат является только, подчеркиваю, в пределах, установленных законом, профессиональная деятельность нотариусов. И что, позвольте спросить, неправильно в этой системе контроля?

При этом очень важно подчеркнуть, что соответствие делегированных нотариальным палатам контрольных полномочий Конституции России, начиная с 1998 года, неоднократно подтверждалось решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Надо также понимать, что передача контрольных полномочий органам юстиции за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей сопряжена с неразрешимыми, на мой взгляд, организационными и практическими проблемами. Речь идет, прежде всего, об отсутствии у сотрудников органов юстиции необходимой теоретической подготовки и познаний в области нотариального права, материального и процессуального гражданского, земельного, семейного, вексельного права, нотариальных IT-технологий и др., а главное, - практического опыта работы с нотариальными документами и незнание нотариальных процедур. Подготовка таких специалистов вызовет необходимость их подбора, расширения штата территориальных органов юстиции, организации профессиональной подготовки, что безусловно потребует бюджетные расходы.

Если новый закон будет принят, то чем будут заниматься нотариальные палаты, какие-то полномочия у них останутся?

Геннадий Черемных: Сегодня в регионах между управлениями юстиции и нотариальными палатами нормальные, деловые отношения, все вопросы решаются совместно, как и предписывают Основы. Надеюсь, что накопленный опыт взаимоотношений сохранится, хотя мину под них законопроект закладывает мощную. Прежде всего это обязательное согласование с органами юстиции кандидатур на избрание руководителем нотариальной палаты - этакое возрождение командно-административной системы. Помните, как в советское время все кандидаты на номенклатурные должности в обязательном порядке согласовывались в соответствующих партийных комитетах. А если нотариальное сообщество изберет не согласованную кандидатуру и что тогда - конфликт, который средства массовой информации возведут в скандал, и последующая длительная судебная тяжба?

Еще одна "реформистская новелла": если палата не изберет руководителя, он будет назначен. Безусловно, это норма, не могу назвать ее правовой, априори конфликтная, и также будет предметом судебных разборок.

Как Вы в целом оцениваете данный законопроект?

Геннадий Черемных: Безусловно, позитивными являются: предложение законодательно закрепить единую организационную систему нотариата, в которой не должно быть ни государственного, ни частнопрактикующего нотариусов, а должен быть просто нотариус. Предложение об устранении искусственного деления нотариальных действий на "обязательные" и "необязательные". Предложение законодательно установить дисциплинарную ответственность нотариуса. Сейчас она регламентируется подзаконным актом - Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденным Минюстом, что не придает ему законности для такой ответственности нотариуса, поскольку она должна быть регламентирована не подзаконным актом, а непосредственно федеральным законом.

Что касается качества законопроекта, то с технико-юридической стороны - он откровенно сырой. Только принципиальных замечаний десятки.

Однажды вы высказали мысль о целесообразности передачи нотариата в судебную систему. Можно ли сейчас реализовать вашу идею?

Геннадий Черемных: Какой неожиданный и интересный вопрос. Конечно, это не моя идея: когда она родилась давно. Кроме того, задолго до меня, еще в 1998 году, на эту тему в журнале "Российская юстиция" была опубликована статья заместителя председателя Верховного суда РФ В.М.Жуйкова с еще более красноречивым названием "Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия".

С момента своего официального рождения (1866 год) вплоть до революции нотариат организационно входил в систему судебных органов. При судах он был и с 1963 по 1970 годы при временном упразднении Минюста. Действительно, нотариат и суды органично связаны, у них общие цели и принципы деятельности: законность и независимость, объективность и беспристрастность, глубокие знания у нотариусов и судей законодательства, что выгодно отличает их от специалистов других юридических профессий. Да и предмет практической деятельности у них один с той лишь разницей, что суды рассматривают спорные правоотношения, а нотариусы действуют в сфере бесспорной юрисдикции. Функционирование нотариата в судебной системе, постоянное общение нотариусов с судьями, как и общение их сотрудников, несомненно положительно сказалось бы на повышении их профессиональной подготовки.

Следует заметить, что в ряде стран, приверженных, как и Россия, системе латинского нотариата, нотариат исторически находится под юрисдикцией судебных органов, например в Германии.