Если Баренцево было тихим и спокойным - максимум три балла, то Карское приняло нас более настороженно. Качка на его четырех баллах уже ощутима. Зато день выдался солнечным и смотреть на снующие по морю белые барашки - одно удовольствие.
Продолжается распаковка и установка лабораторного оборудования. И назначена беседа о хозяине Арктики - белом медведе.
О своем опыте общения с этим мишкой "РГ" рассказал начальник СП-42, кандидат географических наук, научный сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Александр Ипатов. В его послужном списке много экспедиций, в том числе на классических дрейфующих станциях. Так что говорили мы и о проблемах, с которыми сталкиваются полярники, и о том, почему их так тянет на край Земли.
Александр Юрьевич, на дрейфующие станции, где вам приходилось работать, мишки часто заходили?
Александр Ипатов: Редко. Хотя на СП-35, шедшей по границе шельфа, медведи прохаживались. А на ледовом стационаре на мысе Баранова - медведь и вовсе частый гость. Как говорил мой коллега, от такого соседства угловое зрение развивается.
Как надежнее всего отогнать непрошенного гостя?
Александр Ипатов: Отгонять мишек сложно: у каждого свой характер. Кто-то реагирует на отпугивающие средства, кто-то нет. Бывают и такие, кто воспринимает как опасность только что-то очень большое - например, фронтальный погрузчик. Огромный такой, с ковшом.
А на технику поменьше - ноль внимания. Медведь очень любопытен и все, что по размеру меньше его самого, ему интересно. Даже если он не рассматривает объект как потенциальный ужин.
Прежде, чем напасть, начинает издавать звуки, похожие на шипение. Так-то они звери молчаливые. И зрение у них не супер, а вот обоняние отличное.
Говорят, они играть любят.
Александр Ипатов: Очень! Попался прибор - с прибором. Найдут буй - станут пинать, как в футболе. А самое милое зрелище - когда медведи на торосах катаются. Да! Как дети с ледяной горки. Взбираются на торос и на пятой точке скатываются. И не только медвежата, но и вполне взрослые животные.
Лапу хозяину Арктики удавалось пожать?
Александр Ипатов: Жать лапу? Но я ж вам интервью даю. Если бы пожал, не разговаривали. К хозяину Арктики нужно относиться с уважением, но - соблюдать дистанцию. И не пытаться задабривать.
Это туристы, чтобы сделать красивое фото, кидают с борта корабля вкусняшки, приманивают. Медведь - он одним ударом лапы банку со сгущенкой сплющивает так, что она трескается и ему остается только слизывать лакомство.
Поистине медвежью услугу делают такие туристы полярникам. Они подкормили, а он, чтобы снова получить лакомство, опять к человеку, на станцию пойдет. А уж сколько в северных поселках незакрытых помоек, где медведи отлично питаются, всем известно.
Не нужно мишку провоцировать. Никакие остатки со стола мы на дрейфующей не сбрасываем ни на лед, ни в воду.
Вскоре предстоит встреча с научно-экспедиционным судном ледоколом "Академик Федоров". И вместе будете искать подходящую льдину. Что-то уже есть на примете?
Александр Ипатов: Конечно. Предварительно объекты уже найдены путем анализа спутниковых снимков. Промежуточные результаты получим после облета на вертолете. А конечные - когда будем высаживаться на выбранные льдины и бурить лед. Если окажется толщина полтора-два метра - это отличный результат.
Окончательное решение о выборе той единственной льдины принимается вместе с начальником станции, то есть мной. Конечно, хотелось бы иметь хорошее ледовое поле площадью 10х5 километров, но вряд ли такое найдем. Впрочем, как повезет. От удачи тоже многое зависит.
Какие могут быть варианты будущего дрейфа?
Александр Ипатов: Есть надежда, что будем двигаться от точки высадки (севернее Новосибирских островов) вдоль хребта Ломоносова. В итоге - в сторону Шпицбергена и пролива Фрама.
Менее интересен другой вариант - повторение дрейфа СП-35. С дрейфом станции все было в порядке, но она двигалась вдоль кромки шельфа. И, как я говорил, были сложности с белыми медведями.
И еще менее желаемый сценарий - попадание льдины в так называемый антициклонический канадский круговорот. Это движение в сторону Канады и США, что повлечет за собой уже другие вопросы.
Какие качества требуются от полярника?
Александр Ипатов: Крайний Север требует иного склада нервной системы, чем на земле. Нужны марафонцы по характеру, а не спринтеры. То есть люди, которые умеют рассчитывать силы на всю дистанцию.
Знаете, чем на самом деле притягивает Север? Тем, что здесь сложно работать. Когда сложно - тогда и интересно. Люди разные: кто-то готов всю жизнь ходить на завод и вытачивать одни и те же детали. Так ему комфортно. А кому-то нужен постоянный адреналин в крови. На Севере его более чем.
Новый формат полярной станции - ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП), которая вмерзает в льдину и дрейфует вместе с ней. На судне - комфортный дом и лаборатории. Адреналина меньше будет, чем только с льдиной под ногами?
Александр Ипатов: Конечно, это новые возможности, новый уровень безопасности. На классической дрейфующей нужно было оперативно принимать решения, там было больше авралов. Но и новый формат тоже потребует принятия решений, например, поднимать сейчас или не поднимать на борт оборудование лагеря при трещине. Но все-таки в целом все будет проходить более спокойно.
Может, трещин и не будет.
Александр Ипатов: Нереально. Но трещина трещине - рознь. Огромный плюс ЛСП в том, что можем в комфорте переждать, когда лед снова смерзнется, а при необходимости - перешвартоваться. То есть при расколе льдины не потребуется срочная эвакуация.
От чего зависит успех экспедиции?
Александр Ипатов: От тщательности подготовки, приборной базы и, конечно, людей. В идеале - чтобы в экспедиции было 50 процентов тех, с кем работал раньше. Тогда знаешь, кто на что способен. Если же коллектив фактически новый, то - как повезет. Зависит от того, насколько люди мотивированы работать.
Вы будете строгим начальником?
Александр Ипатов: У подчиненных потом спросите. Мне доводилось быть начальником на СП, вроде, не жаловались.