Чем обусловлен столь значительный рост?
Павел Растопшин: Массовым запуском проектов техперевооружения и модернизации производств при кратном росте стоимости оборудования. Рекордное увеличение мощностей, которое зафиксировал Банк России, требует полномасштабной автоматизации - и управления технологическими процессами, и производством в целом: ручное управление в сегодняшних условиях снижает эффективность и тормозит развитие бизнеса.
Каков сегодня уровень автоматизации российских предприятий?
Павел Растопшин: По нашим наблюдениям, в добывающей и обрабатывающей отраслях степень проникновения АСУ ТП более 90 процентов на крупных и около 70 - на средних предприятиях.
Но когда охват достигнет 100 процентов, рост рынка остановится?
Павел Растопшин: Нет, ведь в 2027-2030 годах увеличится количество эксплуатируемых средств промышленной автоматизации, требующих замены. К росту инвестиций в эту сферу приведут и необходимость повышения эффективности производства в высококонкурентных отраслях, и повышение доступности новых технологий (например, IIoT).
Еще один драйвер рынка - необходимость выполнения регуляторных требований, увеличивающая число внеплановых проектов модернизации АСУ ТП.
Это связано с тем, что АСУ ТП отнесены к критической информационной инфраструктуре (КИИ)?
Павел Растопшин: Да, на них распространяются требования регуляторов, ограничивающие использование импортного ПО к 2030 году. Отчасти поэтому основной спрос сегодня приходится на компании с госучастием - главным образом его формируют предприятия ТЭК и энергетики, которые активно занимаются импортозамещением АСУ ТП, в том числе ведут собственные разработки. Частные корпорации пока занимают выжидательную позицию, связанную и с техническим превосходством западных систем над российскими аналогами, и с недостаточно жесткой политикой регуляторов, и, конечно, высокими затратами на импортозамещение с учетом отложенных эффектов от таких проектов.
Казалось бы, после ухода западных вендоров у бизнеса особого выбора нет…
Павел Растопшин: Это не совсем так. Например, на рынке оборудования верхнего уровня (HMI, SCADA) высока доля параллельного импорта, судя по данным тендерных площадок и таможенной статистики. Кроме того, бизнес стремится максимально продлить работоспособность имеющихся систем (срок эксплуатации импортных АСУ ТП составляет в среднем 10-15 лет, но порой доходит и до 30). Хотя сегодня это весьма проблематично: с уходом вендоров прекратились поставки запчастей и компонентов, значительная часть их поступает по параллельному импорту, что означает длительные сроки и высокую стоимость. К тому же построенные на базе проприетарных (защищенных авторскими правами. - Прим. ред.) продуктов импортные системы закрыты для дальнейших доработок, и их практически невозможно совмещать с решениями других вендоров. При этом, даже если ранее установленные системы продолжают функционировать, нет гарантии, что не произойдет отключения ПО, которое поставит под удар все производство.
Несмотря на эти риски, мы наблюдаем большой процент компаний, которые не имеют плана импортозамещения.
С чем это связано?
Павел Растопшин: Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются потребители при внедрении отечественных решений, - это недостаточные зрелость и комплексность российских продуктов по сравнению с западными аналогами, а также неразвитость сервиса. Пример: до сих пор отсутствует полноценный аналог систем класса РСУ (распределенная система управления. - Прим. ред.) для управления непрерывными процессами на опасных производствах (нефтехимия, нефтепереработка).
Для более глубокого изучения этих проблем и возможностей их преодоления наша команда при поддержке и участии Минпромторга РФ и в партнерстве с производителем ИТ-решений "Аквариус" и рядом других российских софтверных компаний проводит масштабное исследование рынка АСУ ТП. В проекте будут учтены результаты открытых опросов, анализ госзакупок, референс-листов и таможенной статистики, а также глубинных интервью о ситуации в крупнейших промышленных холдингах.
Какие причины отставания можно определить сейчас?
Павел Растопшин: Сегодня у отечественных производителей оборудования практически стопроцентная зависимость от китайских компонентов, что вкупе с ухудшающимися расчетами между Китаем и РФ увеличивает риски.
Также одним из барьеров является информационная безопасность. Импортозамещение АСУ ТП влечет за собой необходимость замены операционной системы Windows на Linux, а также перехода на отечественные средства защиты информации, и все эти продукты необходимо тестировать в связке с разрабатываемыми решениями АСУ ТП.
Все это затратные и технологически сложные мероприятия, поэтому бизнес не торопится внедрять российские решения, если он не обязан это делать. Кстати, выбор объектов для присвоения значимой категории (для которой неизбежен переход на отечественное оборудование и ПО) до сих пор является прерогативой самих компаний, а не регулятора, что приводит к занижению ими значимости и замедлению перехода на российские АСУ ТП.
Что следовало бы предпринять, чтобы его ускорить?
Павел Растопшин: Сегодня в стране отсутствуют адресные меры господдержки частных производителей систем АСУ ТП, в отличие, например, от ИТ-компаний. По моему мнению, нужен государственный заказ на такие системы либо консолидированный заказ от бизнеса на проектирование, разработку и внедрение АСУ ТП. Для наращивания экспертности в данном направлении хорошей практикой стало бы выделение промышленных объектов в качестве тестовых площадок для отработки отечественных технологий и программно-аппаратных комплексов.
Ускорить развитие внутреннего рынка систем автоматизации помогают отраслевые интеграторы, которые глубоко погружены в специфику и понимают потребности промышленных предприятий. Для составления грамотного ТЗ и постановки задач разработчику необходимо регулярно контактировать с работниками предприятия-заказчика, наблюдать и анализировать технологические процессы, разбираться в решениях от разных вендоров, уметь их совмещать и обучать пользователей эксплуатировать новые системы. Подобную работу невозможно осуществлять каждому отдельному разработчику, а при альянсном подходе нескольких ИТ-компаний и поддержке соответствующих министерств все реально.