Режиссер, продюсер, руководитель кинофестиваля Александр Гениевский сформулировал главную идею творческого смотра: "Мы стремились показать многообразие характеров и интересов глухого сообщества и были очень воодушевлены тем, как много заявок на участие получили. Немалого труда стоило отобрать 16 лучших работ из столь добротного материала. Среди них - картины из США, Японии, Ирана, Бразилии, Испании, Индонезии. А благодаря НФПП фестиваль удалось поднять на качественно новый уровень. Надеюсь, что киноиндустрия глухих будет развиваться и со временем достигнет профессиональных высот Мосфильма и Голливуда".
Руководитель Центра по работе с глухими и слабослышащими "Десница" Андрей Андрейкин отметил, что это в первую очередь качественное, профессиональное кино для большого экрана: "И оно очень пронзительное, поскольку сквозная тема отобранных фильмов - глухота в мире слышащих и слух в мире глухих".
В России у исполнительского искусства глухих давние традиции, напомнил актер и режиссер Андрей Житинкин: "В Щукинском училище много лет существовал специальный курс для глухих артистов, выпускники которого играют в Театре мимики и жеста. Я сам ставил спектакли в этом театре, причем очень серьезную драматургию, и могу сказать, что глухие - потрясающие артисты, о которых, к сожалению, не так много знают. Они свободны, пластичны и у них совершенно другой взгляд на мир. Преподавая глухим, я понял, что останусь верен этой теме навсегда".
На фестиваль неизменно съезжаются не только глухие и их близкие, но и обычные люди, которые пленены своеобразием культуры глухих. По мнению Андрея Житинкина, это потому, что кино глухих априори авторское и очень поэтичное: "В каком-то смысле это продолжение линии Тарковского".
Благодаря кинофестивалю искусство глухих становится частью национальной и мировой культуры, подчеркнул советник президента Общероссийской спортивной федерации спорта глухих Григорий Туринцев: "Глухое сообщество включает в себя не только людей с нарушением слуха, но и родителей глухих детей или таких, как я, - слышащих детей из семей глухих. Последним посвящен один из фильмов конкурсной программы - работа японского документалиста о трагических последствиях землетрясения и цунами 2011 года. Фестиваль показывает, как много интересного и яркого глухие могут привнести в мировую культуру".
Примечательно, что слабослышащий американский артист Трой Коцур, получивший "Оскара" за роль в фильме "CODA: Ребенок глухих родителей", был учеником Александра Гениевского в пору работы последнего в США. "Не исключаю, что кто-то из наших глухих артистов тоже со временем получит "Золотого орла"", - высказал надежду директор фестиваля.
Иранская актриса Шейде Шабнам Ахлакхи Калахуруди, сыгравшая в фильме "Волосы", призналась, что впервые посмотрит на фестивале картину, которая десять лет пролежала на полке из-за цензурных ограничений в ее стране: "Я мечтала о том дне, когда нас позовут на международный фестиваль, и очень рада, что благодаря и нашему фильму проблемы людей с ограниченными возможностями, как и их вклад в культуру, становятся заметнее".
Продюсер ленты Махди Пурмуса добавил, что фильм пришлось снимать вне Ирана, так как его творческая концепция несколько диссонирует с официальной культурной политикой Исламской Республики.
Японский документалист Итару Мацуи рассказал, что начал работать над своим фильмом еще в 2011 году, когда в Японии произошли землетрясение и цунами, унесшие жизни почти 20 000 человек. Его заинтересовала проблема неравенства: обычные люди слышат сигналы тревоги и обмениваются информацией, глухие же часто просто не узнают вовремя об опасности: "Весь мир устроен под слышащих. Я снял фильм о том, как глухих спасли от цунами их слышащие дети - увезли на машине. CODA - очень интересный феномен. Наверное, можно сказать, что телом они слышащие, а душой - глухие. К сожалению, в Японии пока не сложилось сообщество таких людей, многие вообще не афишируют, что их родители глухие".
Кинопоказы стартовали 20 сентября и пройдут 21 сентября. Победители в 11 номинациях получат награды и подарки.