Явление Кашпировского - знак времени перемен. И почти всегда сопровождающей их неизвестности
Журналист Елена Яковлева: О чем говорит второе явление Кашпировского народу
Елена Яковлева
Елена Яковлева / Из личного архива
"Нам надо встретиться с Кашпировским!"

На пороге квартиры друзей, у которых я жила, стояли незваные и нежданные тетушки-землячки, приехавшие из Ростовской области в Москву. Для того, чтобы с помощью гипнотического воздействия известного телемага устранить с руки одной из них рубцы, оставшиеся от тяжелого ожога. Это было в конце 80-х.

Телефон Кашпировского я нашла, дозвонилась ему, но была отослана вместе с тетушками куда подальше. И к лучшему, потому что последствия ожога они, взяв направление в районной поликлинике, прекрасно устранили классическим лечением в санатории.

Появление Кашпировского и Чумака на телеэкранах страны в конце 80-х теперь кажется чьим-то откровенно провокативным и неумным решением. Но время времени рознь, и сейчас уже понятно, что в конце 80-х мы выходили из пересушенного материалистической идеологией мира, в котором вытравливалось все необъяснимое. Иррациональное, мистическое, как выяснилось, существующее в жизни, тоже освобождалось из-под запрета, заполняло личное и общественное сознание и смело утверждалось в своих медиаправах. Хотелось чудес, особенно если за один сеанс (для телезрителей к тому же еще и бесплатный). По теперешним временам - почти благотворительность. Хотя, конечно, в "благо…" сразу были сомнения.

Ну и конечно, вместе с верой в мистику рождался глобальный интерес к шоу, прямому эфиру и интерактиву, который Кашпировский тоже, видимо, угадал.

Потом он был начисто забыт на долгих 30 лет, но...

Но рыночные реформы в значительной мере вернули всех в материалистическую реальность. Истинная мистика обосновалась там, где ей место, - в канонических религиях. А мистика на выдумке - на страницах желтых газет с целью поднятия прочтений и тиражей. Правда, ученые люди стали бояться за состояние общественного сознания: готовность после прочитанного в газетах верить в происхождение человека от рыб, плоскую землю и зависимость от астрологических прогнозов напоминало своей нетрезвостью истории барона Мюнхгаузена. Рынок магов и шарлатанов наполнялся, цены на нем выросли до (немистических) небес, и встал вопрос о его регулировании - законом, судом и здравым смыслом.

О Кашпировском, как дедушке массового гипноза, никто не вспоминал.

На сегодняшнее его явление народу в новостях, как и на все подобные технологии гипнотических или коммуникационных чудес, у нас уже есть замечательное противоядие в виде внимания СК к уплате всех необходимых налогов. Это хорошо проверенный способ остановить разрастающуюся на обоюдном согласии гипнотическую или коммуникационную дурь и заодно пополнить казну. Так что есть надежные барьеры развитию сомнительного бизнеса.

Симптоматично другое. Явление Кашпировского - знак времени перемен. И почти всегда сопровождающей их неизвестности и тревоги. Материалистические части нашего сознания не осваивают надвигающиеся и часто грозные пласты нового бытия.

Военная операция, фронт, победы, гибель, плен, судьбы близких и далеких, но дорогих соотечественников, поползновения заокеанского руководства на удары в глубь российской территории, рождают ощущение, лучше всего описанное великими поэтами - "И от судьбы защиты нет", "И дышат почва и судьба". Ясно, что мы переживаем время не быта, но бытия.

Это исторический шторм, и тем, кому тревожно, нужны лекарства. Помощь друзей, врачей, сограждан. И психотерапевтов, конечно, тоже. Но не гипнотическое плацебо Кашпировского, как бы кто ни соблазнялся мыслью о быстром, незатейливом и необъяснимом чуде.

Елена Яковлева
Поделиться