Ставки на контейнерные перевозки снижаются

По итогам недели один из ключевых индикаторов состояния мировой торговли - индекс контейнерных перевозок - обвалился на 5% до 3970 долларов за контейнер. Эксперты считают, что это удешевит доставку из Азии.

"В Китае наблюдается ослабление производственного сектора, что следует из динамики совокупного размера добавленной стоимости промышленных предприятий. Так, после уровня 6,7% в апреле (в годовом выражении) значение показателя снизилось до 5,1% в августе", - рассказала доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.

Кроме того, по ее словам, индекс промышленных цен закрепился в отрицательной зоне, особенно резким снижение было как раз в августе: значение год к году снизилось с -0,8% до -1,8%, а месяц к месяцу с -0,2% до -0,7%. Снижение цен предприятиями говорит о превышении предложения над спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. Вследствие этого транспортные тарифы на доставку из Шанхая также снижаются, чтобы поддержать уровень спроса на китайские товары, добавила эксперт.

Ситуация в международной транспортной системе осложняется не только торговыми ограничениями, например, повышением таможенных пошлин на импорт электромобилей из Китая, что дестабилизирует ситуацию в международной торговле, но и военными конфликтами, ростом напряженности в мире, что повышает риски инцидентов в море.

Индекс контейнерных перевозок лишь косвенно влияет на торговлю между Россией и Китаем, поскольку ключевое влияние оказывает динамика тарифов на доставку грузов между КНР, ЕС, США. Тем более ценообразование на доставку экспортных и импортных грузов из/в РФ имеет свою специфику из-за сложностей, связанных с риском вторичных санкций в отношении зарубежных компаний.

"К концу года возможно повышение значения индекса контейнерных перевозок за счет роста мирового спроса, но сейчас весьма высок фактор неопределенности, что может внести изменения в динамику цен на перевозку грузов, сложившуюся на мировом рынке", - резюмировала она.

Больше похоже на то, что мировой рынок корректируется, нежели что обвально падает. Об этом "РГ" рассказал руководитель направления по морским перевозкам TAGLEX Александр Гуць.

"Ранее в этом году был зафиксирован значительный рост, и сейчас мы наблюдаем "отскок". Дно контейнерного индекса, ниже которого линии начинают терпеть убытки и сворачивать свои сервисы, составляет примерно 2500 долларов США", - пояснил он.

Таким образом, речь идет, скорее, о снижении сверхприбыли глобальных судоходных компаний, нежели о каком-либо резком обрушении рынка.

Рынок РФ действительно преимущественно "ушел в себя" и в меньшей степени зависит от общемировых тенденций, при этом определенные корреляции сохраняются. Например, в части аренды контейнерного флота, покупки и аренды оборудования (контейнеров), считает эксперт.

Кроме того, на рынке присутствуют азиатские и арабские перевозчики, которые при росте мирового рынка сокращали сервис на Россию и ставили флот на более премиальный рынок.

Так как корреляция рынка РФ и мирового не прямая, обвала цен на нашем рынке ждать не стоит. Но и роста цен тоже не предвидится, лишь небольшие корректировки, которые мы наблюдаем последние 2 месяца, пояснил эксперт.

"Мое субъективное мнение, что падение мирового рынка выгодно рынку РФ. Наш рынок будет премиальным для перевозчиков из дружественных стран и позволит поддержать конкуренцию с российскими операторами, которая в свою очередь позитивно повлияет на качество сервиса и баланс цены", - отметил эксперт.

"Тренд на снижение ставок в сфере логистики обусловлен несколькими факторами. Один из них - значительное количество контейнеров, находящихся в ожидании на пограничных переходах", - рассказала руководитель направления fashion-логистики ГК "ЕТЕ" Ангелина Овечкина.

Вклад в общую динамику вносит и сокращение планов по отправкам в Китай на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наблюдаемое международными экспедиторами в последнее время, пояснила эксперт.

Несмотря на то что с начала прошлой недели стоимость контейнерных перевозок по железной дороге начала снижаться, спрос на доставку этим видом транспорта не увеличился. Причина очевидна: время, необходимое для прохождения пограничных переходов, значительно увеличилось, резюмировала она.