Он - образ идеального плута, излюбленный фольклорный персонаж, само воплощение житейской мудрости, находка для литературы и театра. Вот уже почти восемь столетий он издевается над человеческой глупостью, алчностью и притворством. Страны Востока с переменным успехом борются за то, чтобы назвать его "своим". В Багдаде, Тегеране, Стамбуле, Бухаре его называли одним и тем же именем. А в Турции есть даже надгробие на могиле якобы того самого Ходжи Насреддина.
Главный герой (его играет Руфат Акчурин) появляется перед зрителями в компании живого осла. Перед ними - беспощадная пустыня. Но как гласит восточная поговорка: "Тот пройдет пустыню, кто оставит дома гордыню". Потом ишака, верного спутника Ходжи - они неразлучны даже на памятниках, разбросанных в разных частях света, - будет играть в лучших традициях клоунады Геннадий Краковский.
Кто не слышал знаменитую историю о том, как к Насреддину пришел сосед одолжить осла? Ходжа осла не уступил со словами, что одолжил его другому. Вдруг из стойла слышится ослиный рев. "Но он там, я его слышу!" - негодует сосед. "Кому ты веришь больше - мне или ослу?" - изворачивается хозяин. Пассаж в несколько измененном виде вошел в спектакль. Потом в литературе возникнут басни и авантюрные романы, а начало плутовскому жанру положил, конечно, Ходжа Насреддин.
Как признается изобретатель словесных парадоксов Насреддин, его учителя - базар, чайхана, нищие, цыгане и воришки. Кто сказал, что все, что рассказывает этот неисправимый романтик-бродяга, неправда? Только недальновидный, ограниченный обыватель. Главный герой в спектакле не раз повторяет: "Молва как бархан - вроде высок, а внутри песок". Вот так между правдой и красивой сказкой проходит весь спектакль, который поставила художественный руководитель театра Тереза Дурова. В нем как бусины, нанизанные на четки, перед зрителем разворачиваются несколько новелл - о том, как Ходжа Насреддин благодаря своей хитрости без единой теньги "заплатил" налог за торговцев, которых не пускали в древний Махтумканд, как научил Султана (Георгий Шабанов), узника роскошного дворца и маменькиного сыночка, мудрой жизни и как помог найти ему настоящую любовь. Героини в спектакле особенно удались: и суровая мама Султана в исполнении Дарьи Лукьянченко ("Все мама устроит, не делай того, что маму расстроит"), и мечтающая о любви дочь чайханщика Гюльшат - Гульмарьям Смирнова.
Постановку решили в формате музыкального спектакля в декорациях, напитанных духом, красками и ароматами Востока. Пьесу написал Артем Абрамов, а музыку - молодой современный композитор Сергей Кондратьев, сотрудничавший с шоу-проектом "Голос", театром "Градский Холл" и российскими поп-звездами. Стихотворные тексты похожи на песни акынов - поэтов-слагателей, импровизаторов у тюркоязычных народов Средней Азии. Художник по костюмам, лауреат премии "Золотая маска" Виктория Севрюкова создавала одежду для героев по мотивам впечатлений театра от гастролей в Ташкенте и Самарканде. Как и на спектакле о Маяковском "Без галош элегантнее", она работала в тесном тандеме с режиссером Терезой Дуровой, которая после премьеры вспоминала, как приехала в Ташкент после страшного землетрясения и как город словно роза в пустыне возродился из руин. Вышитые полотна сюзане - сотканный вручную декоративный текстиль, который даже не промысел, а больше философия, ковры с орнаментами, мужские халаты - часть созданных по мотивам костюмов и реквизита, часть привезены с Востока. Художник-постановщик Мария Рыбасова вдохновлялась музейными коллекциями. Все это в обрамлении живого оркестра и колоритного дуэта музыкантов Павла Демидова и Ольги Яковлевой, играющих на старинных восточных инструментах за ажурной ширмой на авансцене. Струнные танбур, бузук, смычковый гиджак, уходящий корнями аж в III-IV века, ударная дойра - она же турецкий бубен, а на средневековом нае, использовавшемся в суфийских церемониях, играли исключительно мужчины. Инструмент капризен и требует особого мастерства от исполнителя.
Вообще любая история, которая повествует о Ходже Насреддине, как это было в кукольном спектакле Театра наций "Одиссея Ходжи Насреддина" или в новом спектакле Терезы Дуровой, повод поразмышлять об иных высотах и ответить на вопросы, что есть свобода, зачем искать свою дорогу, почему хорошо, когда правда живет внутри нас. И тогда уже совершенно неважно, а жил ли в далеком XIII веке мудрец из народа Ходжа Насреддин.