Для многих жителей страны Сахалин представляется островом на краю земли, но для бизнеса регион - настоящая золотая жила. Начиная с 90-х годов прошлого века он стал платформой ряда крупных инвестиционных проектов, среди которых особенно выделяется "Сахалин-2". Запуск предприятия в 1999-м оказался важным шагом к развитию энергетической отрасли и привлечению иностранного и отечественного капитала.
Термин "ресурсное проклятие" - это точно не про Сахалин. В последние годы экономика области переживает серьезную трансформацию: более 60 процентов инвестиций идут в отрасли, не связанные с добычей углеводородов. Инновационные объекты, такие как предприятие по производству беспилотных летательных аппаратов, обеспечат создание дополнительных рабочих мест. Сейчас на островах проживает полмиллиона человек, и, несмотря на демографические проблемы в стране, число жителей последние 30 лет остается стабильным. Это говорит о том, что область не является депрессивным регионом, люди отсюда не бегут, а, наоборот, приезжают.
Во многом благодаря усилиям местных властей Сахалинская область занимает четвертое место в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Компании, вкладывающие средства в производство, пользуются субсидиями на компенсацию платежей по кредитам, лизингу, приобретения нового оборудования и строительства инфраструктуры.
В регионе создается нефтегазовый индустриальный парк, в планах - строительство завода, выпускающего бензин, дизельное топливо и керосин, которые сейчас завозят с материка. Полным ходом идут модернизация существующих и строительство новых морских портов. Кроме того, в сотрудничестве с Росатомом создается Восточный водородный кластер. Сегодня Сахалин можно с уверенностью назвать колыбелью массового производства нового топлива в России. Первый полигон открылся в этом году, а уже в 2030-м строящийся завод должен поставлять не менее 100 тысяч тонн в год. Этого объема хватит как для удовлетворения потребностей региона, так и для выхода на международный рынок.
Из-за санкций многие западные компании покинули Сахалин, но их места быстро заняли отечественные, активно вкладывающие средства в добывающую и перерабатывающую промышленность. Регион стал активнее использовать свое географическое положение, превращаясь в своеобразный мост и логистический хаб между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Новые компании, входящие на рынок, вкладывают средства в строительство и проектирование, энергетику и возобновляемые источники энергии, логистику и транспортировку, а также техническое обслуживание и обеспечение сервиса для существующих объектов. Важной сферой становится туризм. После открытия самого современного на Дальнем Востоке аэропорта, способного принимать самолеты в сложных погодных условиях, выросли количество пассажиров и грузооборот, а авиаперелеты остаются доступными. Цена билетов из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно сопоставима со стоимостью поездки в Турцию или Сочи.
Сахалин стал магнитом для привлечения инвестиций. Лояльность правительства к бизнесу, а также открывшиеся после ухода иностранных компаний возможности создают уникальную среду для роста и развития региона. Площадкой для изучения перспектив острова уже 28-й год является Дальневосточный энергетический форум, который открывается 2 октября. Ведущие российские и иностранные ученые, бизнесмены и политики встретятся на нем, чтобы обсудить будущее единственной в РФ островной области, которая становится визитной карточкой страны.