Геннадий Авраменко: "Фотограф плохого не посоветует"

Он давно стал чем-то вроде визитной карточки всех крупных кинофестивалей и кинопремьер: на красной дорожке всегда можно встретить улыбчивого человека с фотоаппаратом - светского фотографа Геннадия Авраменко.
Фото предоставлено Геннадием Авраменко

IPQuorum расспросил его о закулисной стороне профессии - об особенностях работы со звездами, о секретах фотошопа и о том, должен ли фотограф бороться за свои авторские права.

Насколько я знаю, в детстве вы не собирались становиться фотографом. Как так вышло, что взяли в руки фотоаппарат?

- Все случилось абсолютно спонтанно. Я был хиппи и путешествовал по недавно распавшемуся Советскому Союзу. В 1993-м меня занесло в Винницу, где жили мои приятели. Кто-то предложил: "Здесь есть училище с кучей разных специальностей. Давайте в него поступим, получим стипендию и с деньгами махнем в Крым". И все согласились.

И вот стою я у училища, читаю список профессий. А там - "закройщик", "швея-мотористка" и т. д. Уже почти расстроился и вдруг вижу - "фотограф бытового обслуживания". О, а почему бы и нет?! Пошел напрямую к директору - тот аж приосанился, услышав, что парень из Москвы приехал в его училище поступать! Но потом оказалось, что оформить меня на общих условиях они не могут. Пришлось использовать какие-то обходные пути - я даже взятку давал в виде зеленого чая и бутылки бренди. В итоге меня приняли.

Мастера своего помните?

- А то! Это был замечательный фотограф Леонид Абрамович Гендлер, очень специфический мужчина. Он настолько заразительно рассказывал о фотографии, что мне немедленно захотелось схватить фотоаппарат и начать снимать.

А потом пришло время ехать в Крым. Приятели мои получили свои стипендии, а я сказал: "Я не поеду, мне понравилось". И через несколько лет получил красный диплом с правом преподавания.

Фотографировать начали, наверное, еще в училище?

- Да, и зарабатывать стал тогда же. Первую же свою фотографию продал в винницкую газету: это был милиционер, стоящий в музее вооруженных сил и трогающий самолет за лопасть.

Знаешь, есть расхожее выражение "фотографирую за еду". Так вот: в первое время я буквально за еду и работал. Мои однокашники на выходные разъезжались по своим селам и возвращались оттуда с салом, картошкой, кровяной колбасой и самогоном… А я, чтобы не умереть с голоду, фотографировал праздники в общаге, вечеринки знакомых девчонок, дни рождения…

Как бы то ни было, фотографом бытового обслуживания ты не стал…

- Мой мастер был репортажником, и я многое успел у него ухватить. Поэтому, вернувшись в Москву, я начал искать заработок в газетах. Но искать пришлось долго: время было такое, что работы не было вообще никакой. Но потихоньку начал снимать для разных СМИ, и в 1998-м меня позвали в штат "МК", где я до сих пор и нахожусь. И тут уж стало много премьер, фестивалей, концертов…

Концертов? Вы снимали и музыкантов?

- Да, но постепенно перебрался в киношную тусовку - более интеллигентную и интеллектуальную. Вообще, кинематографисты (по сравнению с деятелями шоу-бизнеса) более спокойные и самостоятельные люди, они не окружены толпой охранников и пресс-секретарей… Большинство певцов и певиц без подсказок спичрайтеров рта не могут раскрыть. А с актерами всегда есть о чем поговорить. И они сами принимают решение. К примеру, если я встречу на улице Сергея Маковецкого и спрошу его, могу ли я сделать фото, он скажет либо "да", либо "нет". Но он не начнет звонить своим директорам с вопросом, можно ли ему сфотографироваться.

А художественной фотографией вы никогда не увлекались?

- Чего только не было! У меня много было сколь многозначительных, столь же бессмысленных портретов, неоднозначных пейзажей, красивых street-фотографий, ярких митингов, работ в студии. Попробовал все жанры, мне кажется. Как каждый фотограф-универсал в любом городе, вяло прохаживаясь по улицам, я могу за неделю набрать материала на полноценную выставку. Но что делать с ним дальше? Как эти фото продавать, я не знаю и не умею.

А не было искушения попробовать себя в формате видео? Все-таки кинокамера и фотоаппарат находятся не так далеко друг от друга…

- Я бы не сказал, что они рядом. Я знаю нескольких операторов, которые абсолютно не умеют фотографировать…

Я знаю операторов, которые и снимать-то не очень умеют…

- Это уже другое. (Смеется.) Я о том, что фотограф и кинооператор - профессии разные. Пусть каждый занимается своим делом. Если захочу попробовать себя оператором, пойду учиться. Хотя мне ближе все-таки радикально другой цех - сценарный. Количество историй и задумок просто гигантское, но для начала хотя бы нужно превратить в сценарий мою книжку "Уходили из дома. Дневник хиппи".

По поводу авторских прав. Допустим, вы идете по улице, видите какое-то необычное лицо и решаете человека сфотографировать - нужно ли спрашивать у него разрешения?

- Если я хочу сделать крупный портрет, я разрешения спрашиваю. Хотя по-хорошему, если ты это фото собираешься как-то дальше использовать, нужно подписывать модельный лист. Иначе человек может пойти в суд, где скажет, что никакого согласия не давал, - и будешь платить неустойку.

Но если речь идет о каком-то общественном деятеле, публичном мероприятии или в кадре находится еще несколько человек (например, толпа, идущая по городу), в этом случае согласия модели не требуется.

Несмотря на то что вы занимаетесь светской хроникой, ваши фото никогда не повторяют друг друга…

- Фото разные, потому что задачи разные. Есть простейшие, когда на фоне задника стоит человек, смотрит в камеру и улыбается. И вот это, казалось бы, не интересно совсем, хотя таких фото большинство. Однако! При этом, если задумать, например, выставку смешных фотографий на баннере, их будет тьма! Но, конечно, я больше люблю встать в сторонке, где тебя не очень-то видно, не прыгать перед объектом съемки и не афишировать свое присутствие - и ловить живые эмоции людей. Такая съемка мне нравится больше всего, жаль, удается редко, только на фестивалях, где от меня не ждут традиционной светской хроники, например на Каннском.

А если персонаж, которого вы фотографируете, вдруг зажимается? Как превратить его из деревянного Буратино в живого человека?

- Обычно помогает какой-то смол-ток, шутка или комплимент - и люди сразу невольно расслабляются, начинают улыбаться… Правда, чтобы расшевелить человека, все-таки нужно время. А когда работаешь на большом мероприятии, например ММКФ, времени-то и нет: на пресс-волле, где я стою, у меня на каждую модель всего секунд пять, а то и меньше. И за эти секунды я должен как-то наладить контакт с человеком и снять его хорошо.

Кого снимать сложнее всего?

- Тех, кто не доверяет фотографам. Есть люди, которые явно репетировали перед зеркалом и думают, что знают, как они получаются лучше всего. При этом они не учитывают ракурс, с которого снимает фотограф, свет, фон… И когда я говорю "пожалуйста, опустите подбородок", человек продолжает задирать голову - и мне не верит. В итоге мы получаем фото, где лица вообще не видно - один подбородок.

Так что фотографам надо верить: они плохого не посоветуют. Я, проработав 30 лет, заранее знаю, кто как будет выглядеть на фото - и, если человек делает что-то не так, пытаюсь его переубедить. Получается - считаю это своей маленькой победой. Нет - страдай, сам виноват.

Тем не менее люди критикуют фотографов очень часто. Например, одна моя знакомая сказала, что не любит такого-то фотографа, потому что на его фото у нее всегда немного пухлые щеки…

- Слушай, ни у одного фотографа нет задачи снять человека плохо. Даже если он работает в желтой прессе. Там задача - снять скандально, но информативно. Но цели изуродовать человека нет ни у кого.

По поводу щек… Мы же взрослые люди, понимаем, что щеки тебе не фотограф нарисовал. И не он наел твою попу и пузо, не он мял специально твою рубашку… И это не фотограф заставил тебя съесть укроп перед тем, как ты начал улыбаться на камеру. Кстати, суперзвезды после банкета идут в туалет и тщательно чистят зубы, если знают, что им придется фотографироваться. Или вообще стараются ничего не есть.

Я помню, как говорил Борис Моисеев, ныне покойный: "Если ты не хочешь, чтобы тебя снимали с бокалом в руке, не бери в руки бокал!"

А как вы относитесь к звездам, которые ретушируют твои фото?

- Все так или иначе ретушируют свои фото. Это делают алгоритмы вашего телефона, например. А фотографам светской хроники приходится это делать по долгу службы, но без фанатизма, конечно. Отдельные персонажи могут попросить у пиар-службы мероприятия исходники, отдают их ретушеру, и потом именно отретушированные фото идут в рассылку. Лично я не вижу в этом ничего страшного: если человеку хочется выглядеть именно так, как он себя себе воображает и у него есть возможность это организовать - да и слава богу! Другое дело, что потом этого персонажа иногда сложно узнать: на фото-то был совсем другой человек! Так что советую быть реалистами.

Но если ты сфотографировал барышню, а потом видишь свою же фотографию, где у нее вместо первого размера груди пятый? Такой фотошоп не нарушение авторских прав фотографа?

- Сейчас, как правило, фотографы перед мероприятием подписывают договор с полной передачей авторских прав, поэтому после того, как я сделал свою работу, я на фото свои не смотрю - делайте с ними что хотите. Хоть рога себе рисуйте. Фотографии светской хроники по меркам искусства особой ценности не имеют - и их не жалко.

Хотя исходники я, конечно, не удаляю. Поэтому мне часто звонят взволнованные люди с нервным вопросом: "А ты помнишь 15 лет назад на фестивале в Воркуте…" И я отвечаю: "Конечно, есть, сейчас пришлю".

Кстати, по поводу "Авраменко, пришли фотки". В вашем Telegram-канале много разных фотографий - и любой человек может туда зайти и их взять…

- Так и берут! (Смеется.) И используют. И не подписывают. Потом фото разлетаются по сети… А что тут сделаешь? Если кто-то начнет выдавать их за свои и попытается продать, тогда можно обратиться в суд: исходники-то у меня есть. А так пусть пользуется кто хочет, мне не жалко, для этого канал и существует. Смешные фотки, смешные истории.

Съемка звезд чем-то отличается от фотографирования обычных людей, зашедших на вечеринку?

- Звезд фотографировать проще: они знают, кто они, что они из себя представляют и что это часть их жизни. С обычными людьми сложнее. Когда работаю на каких-то частных мероприятиях (чего совершенно не стесняюсь), то в первый час люди от объектива шарахаются: "Ни-ни, мы фотографироваться не будем!" Но так как на любой вечеринке есть всякие расслабляющие факторы, то вскоре гости начинают розоветь, выпрямляться, сами тебя зовут - и потом не могут остановиться. Просят, чтобы ты их щелкнул с ножкой, и без ножки, и в прыжке, и с мужем, и с бывшим мужем… В общем, настоящая фото-вакханалия.

Вернемся на красную дорожку. Фотографы, которые работают на премьерах, через несколько лет, как правило, куда-то пропадают. Почему? И почему вы остаетесь?

- Кто-то устает, кто-то разочаровывается, кто-то понимает, что не получается в этой профессии заработать столько, сколько хотел… А кто-то просто меняет сферу: например, начинает заниматься спортивной фотографией и экономическими форумами…

Не представляю тебя фотографом экономического форума: одинаково серьезные люди в одинаково серых костюмах…

- Поэтому мне интересней работать на премьерах и фестивалях. Здесь много ярких людей, с которыми легко и интересно общаться. Например, в Выборге на премьере "Обе две" Владимира Котта я пропустил начало и никак не мог понять какие-то детали сюжета. В итоге взял телефон, написал режиссеру: "Володя, что происходит?" И он ответил! И мне кажется, что это очень круто и абсолютно нормально, что ты можешь вот так напрямую задать вопрос режиссеру и он тебя не пошлет. А после премьеры еще и подойдет и спросит, как тебе фильм. И ты будешь с ним его обсуждать, спорить… В частности, за такие моменты я свою профессию и люблю.