Творческий вечер, а не лечебный сеанс. Почему государство бессильно перед "вечерами" Кашпировского?

Эксперты объяснили, законны ли выступления Анатолия Кашпировского
Сенсационные выступления Анатолия Кашпировского в Москве заставили юристов и специалистов вновь горячо обсуждать законодательство, анализировать судебную практику, а также вести научные диспуты о пределах допустимого. Есть ли в нашем обществе лечение от сеансов массового исцеления? Или гастроли магов, экстрасенсов, целителей и прочих спасителей от всего и сразу у нас совершенно законны, а может (кто знает), даже и полезны? Ответы мы узнаем совсем скоро. Должны узнать. Компетентные органы - и не только в погонах - уже разбираются. Корреспонденты "РГ" не без пристрастия поговорили со многими специалистами: депутатами, юристами, медиками и другими.
Анатолий Кашпировский прославился своими сеансами еще в самом конце 80-х годов прошлого века. Говоря о непростых временах распада СССР, мы часто непроизвольно вспоминаем и его.
Анатолий Кашпировский прославился своими сеансами еще в самом конце 80-х годов прошлого века. Говоря о непростых временах распада СССР, мы часто непроизвольно вспоминаем и его. / РИА Новости

Историки напомнили: в 1993 году как раз для того, чтобы прекратить сеансы Кашпировского, Чумака и их возможных последователей, был принят закон, запрещающий сеансы массового целительства. Однако сегодня эта норма стала историей. В прямом смысле. Ее действие прекратилось 1 января 2012 года.

Специалисты уверяют: никакого злого умысла, ошибки, недосмотра и тем более "новогоднего подарка магам" не было. А была корректировка законодательства. Обман, в том числе массовый обман, запрещен и сегодня.

Правоохранительные органы уже давно нарабатывают практику, отправляя на скамью подсудимых различных колдунов, гадалок и ясновидящих. Но в каждом конкретном случае суды должны разбираться отдельно. Потому казус Кашпировского стал поводом поговорить и детально разобраться в вопросах бытия и закона.

Кстати, накануне стало известно, что одно из общественных движений направило обращение в Следственный комитет РФ с просьбой проверить Анатолия Кашпировского на мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Что решит следствие, мы пока не можем даже предположить. Но если говорить теоретически, то возможно все.

"Мы уже знаем случаи возбуждения уголовных дел по статье "Мошенничество" 159 УК РФ, например, по колл-центрам с магами и колдунами, - рассказала "РГ" первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Ирина Панькина. - Также в Уголовном кодексе есть статья 235, предусматривающая ответственность за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если в результате по неосторожности наступили такие последствия, как причинение вреда здоровью или смерть человека". По ее мнению, получение денежных средств и иного имущества путем обмана и преднамеренного введения людей в заблуждение обещанием каких-либо заведомо неисполнимых результатов (в т.ч. связанных со здоровьем) может быть квалифицировано как хищение по общей норме о мошенничестве (статье 159 УК РФ).

"Однако, безусловно, оценку конкретным действиям в зависимости от обстоятельств будут давать правоохранители", - подчеркивает Ирина Панькина.

На прямой вопрос "РГ", нужно ли вводить в УК специальную "антимагическую" норму, депутат ответила, если пересказывать своими словами, что сначала надо в целом определиться, что должно считаться запрещенной магией.

"Вопрос о специальной норме в Уголовном кодексе, устанавливающей ответственность для различных лжецелителей, представляется целесообразным поднимать тогда, когда он будет урегулирован в отраслевом законодательстве, - сказала она. - В настоящее время ст. 50 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" определяет понятие народной медицины и в то же время отделяет от данного понятия услуги оккультно-магического характера и религиозные обряды, но каких-либо прямых запретов на занятие определенными видами деятельности нет".

В свою очередь, врач-психиатр, завкафедрой психиатрии и наркологии Сеченовского Университета, профессор Марина Кинкулькина сказала "РГ", что ситуация с Кашпировским - это не медицинский вопрос, это чисто правовая коллизия.

"Если бы он позиционировал свою деятельность как врачебную, то ему помимо наличия диплома о медицинском образовании требовалась бы действующая аккредитация врача-специалиста, подтверждающая его право заниматься врачебной деятельностью по конкретной медицинской специальности", - заявила она.

За этот билет уплачено 3400 рублей. И так - с каждого зрителя...

Но в том-то и дело, что Кашпировский анонсирует свои выступления перед публикой не как лечебные сеансы или целительство, а как "концерты" или "творческие встречи", для которых соблюдения таких формальностей не требуется.

Не попадает его бизнес (а как еще можно назвать его выступления?) и под законодательство, регулирующее народную медицину. В ст.50 "Народная медицина" ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" прописаны условия работы народных целителей: разрешения практиковать им выдают региональные органы исполнительной власти на основании представления профессиональной некоммерческой организации. "В России проводится экспертиза деятельности народных врачевателей, их способностей, а разрешение они получают от местных минздравов и имеют право принимать пациентов только в своем регионе, там, где выдано разрешение", - пояснил "РГ" президент Национальной ассоциации народной медицины Владимир Егоров.

"Что касается Кашпировского, тут ключевой момент: он не народный целитель. У него высшее медицинское образование - он врач-психотерапевт, но деятельность свою врачебной не позиционирует. Работает как психолог, запатентовал собственную авторскую методику психологического воздействия - и это не медицинская деятельность. Психологическое консультирование в нашей стране не подлежит лицензированию. И запрета на групповую психологическую коррекцию тоже не установлено. Тут очень тонкая грань: если он говорит своим зрителям "я вылечу" или "я исцелю", то тут нужно иметь либо медлицензию, либо разрешение на народную медицину. Если же "я помогу", "я успокою", "даю установку", "работаю словом", тем более если это происходит в рамках творческой встречи, - это уже в правовом поле", - говорит Егоров.

Кашпировский анонсирует свои выступления перед публикой не как лечебные сеансы или целительство, а как "концерты" или "творческие встречи"

До конца 2011 года в стране действовал прямой запрет на проведение массовых сеансов целительства. В действующем сейчас законе эта норма отсутствует, так как бесконтактное, духовное воздействие, услуги по снятию "порчи", "сглаза" исключены из народной медицины. Но, подчеркивает Егоров, это и не важно, поскольку Кашпировский не заявляет о себе как о целителе. Егоров объясняет: "У нас выступают перед публикой гипнотизеры, в классификаторе ОКЗ есть даже такой вид деятельности - эстрадный гипноз, используемый в развлекательных шоу. Это тоже легальная деятельность, но и этим Кашпировский не занимается. Он со своим авторским методом встроился в правовое поле, нашел себе подходящую нишу".

К слову, попытки привлечь знаменитого психотерапевта к ответственности бывали и раньше, но заканчивались ничем. Уже после принятия закона об основах охраны здоровья, в 2015 году один из депутатов Пермского края обратился в суд, обвинив Кашпировского как раз в проведении массовых лечебных сеансов без наличия разрешения. Но в итоге после серии разбирательств краевой, а затем и Верховный суд полностью встали на сторону Кашпировского.

А еще раньше сам психотерапевт судился с одной из телекомпаний и главным психиатром минобороны, который в телепередаче заявил, что деятельность Кашпировского наносит вред многим людям. Психотерапевт обратился в суд с иском о защите чести и достоинства, и в итоге телекомпании пришлось принести извинения и опровергнуть прозвучавшую ранее информацию - это было в 2011 году.

А в 2018 году Кашпировский обиделся на, казалось бы, невинную шутку в развлекательной телепрограмме другого канала - там в сюжете про кота-экстрасенса показали фотоколлаж, "приделав" лицо Кашпировского к телу животного. И снова судебное разбирательство длилось три года, хотя в итоге на этот раз иск психотерапевта был отклонен.

"Полагаю, деятельность, которой занимается Кашпировский, не имеет отношения к медицине. И у правоохранителей достаточно возможностей действовать в рамках имеющегося правового поля. Научились же у нас привлекать к ответственности всевозможных блогеров и коучей, проводящих "марафоны счастья", пусть и не по мошеннической статье, а за неуплату налогов", - сказал "РГ" зампредседателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Алексей Куринный.

"Сейчас деятельность экстрасенсов, магов и т.п. находится в "серой зоне", хотя попытки урегулировать предпринимаются уже на протяжении более десяти лет, - сказал "РГ" адвокат, член Ассоциации юристов России Рустам Губайдуллин. - Для оценки "магических" услуг с точки зрения уголовного закона нужно понимать, что такая деятельность является ненаучной и субъективной, не имеет конкретных внешне выраженных результатов".

Например, поясняет адвокат, результатом оказания юридических услуг является появление какого-нибудь документа или участие в суде. Но как доказать, что колдун снял порчу и результат достигнут? Тем не менее правоохранительные органы находят свои "волшебные" юридические приемы. Скажем, в практику вошло направление гадалок и магов на экспертизу. Если волшебнику и ясновидящему не удается доказать экспертам свои магические способности, у суда появляется доказательство обмана. Кстати, некоторые "волшебники" под пристальным оком экспертов, в том числе психиатров, отказываются от своего "дара" и начинают давать признательные показания.

По словам Рустама Губайдуллина, вероятность возбуждения уголовного дела на колдунов и колдуний зависит от ряда факторов. Например, если есть целая группа потерпевших, это уже признак того, что человек активно промышляет магией лжи.