Решение о дополнительных выплатах принималось в 2022 году, когда биржевые цены на газ в Европе били рекорды, доходя до 3500 долл. за тысячу кубометров, и "Газпром" действительно получил сверхдоходы с поставок газа за границу. В дальнейшем газовые котировки в ЕС снизились до 350-450 долл. за тысячу кубометров. На этом уровне они находятся и сейчас. А экспорт трубного газа из России, которым имеет право заниматься только "Газпром", снизился с 205 млрд кубометров в 2021 году до 99,6 млрд кубометров в 2023 году. Причем поставки в страны Европы (не считая Турции), приносившие основной доход компании, упали приблизительно со 150 млрд кубометров до 30 млрд кубометров в прошлом году.
Не удивительно, что по итогам 2023 года "Газпром" получил чистый убыток 629,1 млрд рублей и отказался от выплаты дивидендов. Годом ранее компания получила 1,226 трлн рублей прибыли, но в конце 2022 года "Газпром" уже заплатил в бюджет почти равноценную сумму - 1,2 трлн рублей, как налог за сверхприбыль.
Сейчас ни о каких сверхдоходах речи не идет. У компании есть огромные социальные обязательства по газификации и догазификации регионов, объединению газотранспортных систем (ГТС) Востока, соединения ГТС Запада и Востока, а также несколько проектов экспортных газопроводов и расширения мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ). Все это требует громадных инвестиций, которые сейчас можно получить, попросив у государства или привлекая со стороны. Идеальным вариантом стала бы монетизация запасов газа за счет роста экспорта, но нарастить поставки в Европу пока не представляется возможным по политическим причинам. Газопровод в Китай "Сила Сибири" уже в конце этого года выйдет на максимум мощности, а единственный до конца согласованный проект еще одного газопровода в Поднебесную "Дальневосточный маршрут" мощностью 10 млрд кубометров газа в год только предстоит реализовать. Получить средства со стороны "Газпром" мог бы договорившись о строительстве "Силы Сибири-2" мощностью до 50 млрд кубометров газа в год, но по этому проекту никак не получается заключить контракт с китайскими покупателями. По информации, появлявшейся в СМИ, основные разногласия вызывает цена газа для Китая.
Остается только государственная поддержка, но бюджет страны сейчас дефицитный. Поэтому вариант со снижением налоговой нагрузки для "Газпрома" кажется как маловероятным, так и единственным приемлемым.
По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, надбавка за сверхприбыль компании в 2023 году была избыточной мерой, несправедливым решением. Уже в прошлом году сверхприбыли от экспорта газа не было. Компания и так вкладывает значительные средства в реализацию крупных инвестиционных проектов и в социальную газификацию. Снижение налоговой нагрузки, а точнее ее приведение в нормальный вид, позволит поддержать темп газификации и при этом не изымать средства из развития основного бизнеса, например, перерабатывающий комплекс в Усть-Луге, шельф Сахалина или интеграции ГТС на Востоке страны, а также ее объединения с ЕСГ западной части РФ. И при этом не наращивать долговое бремя, считает эксперт.
Иное мнение у доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, который считает, что размер дополнительного НДПИ "Газпрома" четко определен - 50 млрд рублей в месяц или 600 млрд рублей в год. По сути, это компенсация в пользу государства за то, что "Газпром" отказался от выплаты дивидендов по итогам 2022 года (государство является ведущим акционером компании, и значительная доля дивидендов идет в бюджет). То есть данная мера была направлена не на то, чтобы увеличить общую налоговую нагрузку, а на то, чтобы не допустить проседания доходов казны. Сам же концерн оставался, по сути, при своих.
Сейчас для "Газпрома" главная задача - выйти из минуса, считает Андрианов. И снижение налоговой нагрузки, скорее мера для спасения имиджа компании, а не о стимулировании каких-то дополнительных инвестиций с ее стороны. Для новых инвестиционных проектов, к примеру, газификации отдаленных регионов или сооружения "Силы Сибири-2", потребуются очень большие средства, превышающие сумму дополнительного НДПИ. К примеру, только стоимость строительства "Силы Сибири-2" оценивается разными экспертами в диапазоне от 8 до 15 млрд долл. (от 750 млрд до 1,1 трлн рублей).