Буквально несколько дней назад мне и поступил звонок якобы от сотового оператора, причем с самого обычного мобильного номера телефона. Девушка назвала меня по имени-отчеству и огорошила - срок действия вашего номера телефона заканчивается, нужно его продлить. Ну что ж, ответил я, давайте продлевать. А дальше девушка начала рассказывать, что делается это через портал "Госуслуги", и плавно стала подводить к тому, чтобы я дал ей данные для доступа к личному кабинету. Поняв, что делать этого жертва в моем лице не собирается, она отключилась.
А вот 22-летняя москвичка на днях делать так не стала и послушно назвала звонившему код из СМС-сообщения, дающий доступ к кабинету на "Госуслугах". "Продолжая преступную схему, мошенники запугали девушку якобы попыткой неизвестных получить кредиты на ее имя, - рассказывают уже в городской прокуратуре. - Затем злоумышленник, представляясь сотрудником банка, убедил ее взять кредит на два миллиона рублей и перевести деньги на указанные счета, а также якобы в целях сохранности сбережений передать имеющиеся дома деньги для размещения на "безопасном счете".
В общей сложности девушка потеряла 11,2 миллиона рублей, причем более 9 миллионов отдала наличными курьеру. Его в итоге задержали, а вот соучастников еще предстоит найти. Начиналось все, напомню, с вроде бы безобидного звонка якобы от сотового оператора.
Надо ли говорить, что номера мобильных телефонов не имеют срока действия? Если вы перестанете использовать сим-карту, то спустя какое-то время, обычно полгода, ее могут заблокировать и передать номер другому человеку. Но вас об этом и предупреждать никто не будет. Если же номером вы пользуетесь время от времени, то никто на него не покусится. К тому же операторы не будут запрашивать никаких кодов из СМС.
Вообще, аккаунты на "Госуслугах" стали популярной целью мошенников. И это часто заставляет людей терять бдительность - у меня ведь не номер карты просят и не пароль от банковского приложения, какая тут опасность? Между тем в некоторых банках и микрофинансовых организациях с помощью подтвержденного аккаунта на "Госуслугах" можно взять кредит - личный кабинет там фактически заменяет паспорт. Так что, сказав пароль, вы можете стать должником. А еще мошенники получат доступ к информации о вас - номерам паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС и т. д.
Но ладно сотовые операторы. Москвичи жалуются, что им звонят теперь уже и якобы из поликлиники! Мол, вам надо обязательно прийти на анализ крови, сейчас мы вас запишем, диктуйте код из СМС. Вроде бы все тоже абсолютно безобидно, но вместо обследования вы рискуете получить кредит.
Практически во всех этих случаях есть очень простой способ защиты. Если у вас просят по телефону какие-то личные данные, коды из СМС и прочее, то просто положите трубку и перезвоните туда, откуда вам якобы звонят. Только по официальному номеру. Звонили из банка? Ну вот и позвоните в банк. Из поликлиники? Позвоните в поликлинику. Все номера сейчас легко найти в Сети. Мошенники после положенной трубки обычно даже не перезванивают - им проще отправиться на поиски новой жертвы.