Поможет ли сокращение мест в вузах решить проблему нехватки рабочих рук

Сегодня в Брянской области не хватает 14 тысяч рабочих рук. Решить проблему нехватки кадров, по мнению главы региона Александра Богомаза, можно двумя путями: приглашая мигрантов либо сокращая места в вузах, делая при этом упор на профессиональное образование.

По словам губернатора, до сих пор на Брянщине было не так много мигрантов. "Но, чувствую, их придется приглашать, - заявил Александр Богомаз в одном из своих недавних интервью. - Экономика требует рабочих рук".

И тут возникает вопрос: а без каких мигрантов заморозится экономика? Без сезонных рабочих в сельском хозяйстве действительно не обойтись. Но спросите у любого инвестора, допустит ли он до современного станка с искусственным интеллектом выходца из другой страны без образования и знания языка. Квалифицированные трудовые мигранты нам действительно нужны, но они востребованы и у себя на родине. А те, кто приезжает, зачастую не очень-то и стремятся в сторону заводской проходной.

Другой вариант решения кадровой проблемы, по мнению Александра Богомаза, "наполовину сократить высшее образование и оставить его только на бюджете". Ранее, отвечая на вопрос о русской душе, верящей в чудо, он заметил: "Не бывает так, что ты сразу стал умным... Нужно учиться, трудиться и добиваться. А для этого нужен еще и природный дар. Понятно, не каждый может стать Ломоносовым. Но природный дар у детей нужно развивать. Если его нет, нужно давать ребятам рабочие специальности, а не виртуальное высшее образование, которое не тянет даже на уровень 10-го класса".

Как отмечают специалисты кадровых служб инвесткомпаний и сервисов по подбору персонала, сегодня молодежь ценит так называемые быстрые деньги. Часто молодые люди выбирают работу, не требующую серьезной специальной подготовки: курьера, аниматора, "людей с чемоданами", занимающихся доставкой, бармена, официанта, сортировщика на складах маркетплейсов. И с сокращением высшей школы проблема не решится, скорее наоборот. Тут важно показать, что работа на современном производстве - это работа действительно в крутых условиях, с хорошей зарплатой, соцпакетом и профессиональным ростом. В свое время на одном из тульских предприятий возникла проблема с операторами станков с ЧПУ. Руководство завода установило зарплату операторам в два раза больше, чем оклад инженера в среднем. Очень скоро многие покинули свои отделы и встали к станку. Правда, инженер может заменить выпускника колледжа у станка с искусственным интеллектом, а вот наоборот - нет. Для создания детали, которую обрабатывает этот станок, или самого станка нужны другие компетенции. Так что решение кадрового вопроса явно не в сокращении высшей школы.

Часто молодые люди выбирают работу, не требующую серьезной специальной подготовки

По данным Росстата, в Брянской области 21 процент работающих заняты на обрабатывающих производствах. На втором месте (11 процентов) - торговля и ремонт автотранспорта. Средняя зарплата на производстве - 49347 рублей, в сельском хозяйстве - 46 тысяч, в торговле - около 40 тысяч, в сфере транспортировки и хранения - 51 тысяча. В то же время, по данным ГородРабот.ру, средняя зарплата в Брянской области, предлагаемая работодателями, за 2024 год - 99118 рублей. Самая частая сумма зарплаты в вакансиях сайта - 40 тысяч, но и зарплата в 100 тысяч не редкость. Вероятно, те, кто предлагает 100 тысяч, кадровую проблему решают без мигрантов.

Но помимо заработка есть еще и вопрос престижа рабочей профессии. А с этим сложно. Достаточно сказать, что героями сегодняшнего кинематографа и телесериалов могут быть кто угодно - силовики и бизнесмены, медики и журналисты, но ни в одном нет человека, рабочего. К слову, в рязанской компании "Бервел" решили исправить эту ситуацию и сами выпустили фильм про молодого человека, который работает на заводе. Реакция на него у всех, кто посмотрел, была настолько бурной, что решили снимать второй. А там и на сериал выйти. "Рабочий - профессия будущего", - уверены создатели этого сериала.

Комментарий

Александр Привалов, директор Института передовых информационных технологий, руководитель цифровой кафедры ТГПУ имени Л. Н. Толстого:

- Уважаемый губернатор сравнивает профессиональное образование в колледжах с "виртуальным высшим образованием". Тут надо понимать, о чем идет речь. Да, в свое время возникло довольно много коммерческих учебных заведений с так называемыми дипломами в рассрочку. Если речь о небольшой прослойке жуликоватых коммерсантов от образования, то согласен: это то, от чего надо быстрее избавляться. Однако в нашей стране порядка 600 государственных вузов разного уровня. Они хорошо работают и обучают. Вы хотите одним махом охаять все высшее образование?

Фраза "виртуальное высшее образование", высказанная применительно ко всей вузовской системе, выглядит необоснованной. Основная часть вузовского образования осуществляется не виртуально, а во вполне очном формате. Говоря о форме обучения, замечу, что каждый вуз может ее выбирать, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, если это обосновывается соответствующими обстоятельствами, например бывшим недавно периодом пандемии. Дистант выручил нас в ковид, он помогает многим студентам с ограниченными возможностями здоровья. Для них это своего рода пропуск в мир высшего образования в цифровой форме. Вы можете в глаза этим ребятам сказать, что дистанционный формат образования - это плохо? Или вот пример: к нам поступил парень - действующий участник СВО. Мы составили ему индивидуальный план, он учится, получает задания и консультации от педагогов. Мне что, ему сказать: уходи с места выполнения своего ратного долга - садись в аудиторию?

Сократить высшее образование и оставить его только на бюджете - тоже не вполне обоснованная идея. Почему именно наполовину? Такие вещи надо считать на основе моделирования потребности в трудовых ресурсах региона, всей страны с горизонтом планирования 20-30 лет и на перспективу, имея в виду и новые возникающие технологии. Яркий пример - возникшая потребность в специалистах по разработке БПЛА. В то же время сокращение контингента студентов ведет к сокращению и профессорско-преподавательского состава, а это, в свою очередь, может привести к убийству сложившихся инженерных школ. Простой пример: Германия - высокотехнологичная страна, но почему-то самолеты немцы сами уже не могут делать. Это называется потерей компетенций.

А по поводу приема в вузы только одаренных детей... Такой подход порождает очевидные вопросы: а кто и на основании каких методик будет определять уровень одаренности? Это довольно избитая тема, и государство ее уже решило: хотите учиться в университете - пожалуйста, но я, государство, даю столько-то бюджетных мест (из понимания, сколько нужно государству), а остальные - за свой счет. И без причисления к группе одаренных можно получить вполне качественное высшее образование и трудиться, где оно требуется. На что "тянет" или "не тянет" качество подготовки основной массы выпускников государственных вузов, можно спросить у работодателей и услышать, что да, вполне достойные выпускники вузов приходят в различные отрасли экономики.