Новый эстакадный мост соединит спальные районы Тулы с его центром

В Туле ждут открытия движения по новому мосту через реку Упу. Завершается крупнейший инфраструктурный проект региона - строительство путепровода и эстакадного моста с реконструкцией участка набережной Дрейера и прилегающих улиц. Его общая стоимость превысила 4,5 миллиарда рублей. Власти сообщили, что проект "в высокой степени готовности" - до открытия движения остаются считанные дни.
Этого события туляки ждут с прошлого века.
Этого события туляки ждут с прошлого века. / Правительство Тульской области

"Столь крупного строительства дорожной инфраструктуры на территории региона ранее не происходило. Новый мост соединит три густонаселенных района Тулы - Зареченский округ с Привокзальным и Советским. Он также снизит транспортную нагрузку, связанную с расположением крупных промышленных и оборонных предприятий в черте города", - пояснил губернатор Дмитрий Миляев.

Этого момента туляки ждут с прошлого века. В Туле всего один мост, соединяющий крупный спальный район Заречье с центром города и Привокзальным районом. И ежедневно в это узкое горлышко устремляются сотни автомобилей, создавая невыносимые пробки как на самом мосту, так и на прилегающих улицах. В часы пик на то, чтобы проехать эти 100 метров, уходит порой почти час. Решение проблемы было известно давно: в 30-е годы XX века через Упу был еще один мост в Заречье. Но после войны за ветхостью его разобрали. Строительство нового моста было определено генеральными планами Тулы и в 1954-м, и в 1971 году. Есть он и в генплане, разработанном в 2007-м. Так что тема моста муссировалась много лет. В 2007 году на XVIII Международной выставке-ярмарке в Каннах даже был подписан протокол о намерениях с некоей венгерской фирмой, которая согласилась выполнить все работы - от проекта до сдачи путепровода под ключ - на условиях лизинга. Переговоры затянулись на два года, в конечном итоге венгры сделали эскизный проект, власти пообещали тулякам мост к 2012 году, и на этом все закончилось. В 2010-м очередной мэр Тулы заявлял, что мост смогут построить в 2013 году. Но к этому времени сумели лишь договориться с оборонным Туламашзаводом, над территорией которого по проекту должна была проходить эстакада: оборонщики из соображений безопасности категорически отказывались дать разрешение на создание дороги, с которой будет хорошо просматриваться вся их территория. Впрочем, на этом все и закончилось.

Вновь речь о строительстве платного моста зашла в 2017 году. Тогдашний губернатор Алексей Дюмин в своем послании областной думе поручил администрации города срочно заключить концессию и приступить к реализации проекта. Тогда предполагалось, что мост будет построен полностью за счет частных инвестиций. Он будет платным, срок окупаемости - 10-12 лет. Через 20 лет эксплуатации объект передали бы в собственность муниципалитету. Но опять не срослось: инвесторов не нашли.

Еще через два года власти решили, что мост будут строить полностью на бюджетные средства (региональные и муниципальные) и запустят в 2021 году. По новому проекту мост уже не будет платным и не будет эстакады над оборонными предприятиями. Красивой дугой транспортная магистраль обойдет заводы и выйдет на набережную по другую сторону реки. Но областная казна объект все же не потянула, и в 2021 году региональное правительство направило в Минстрой России заявку на финансирование строительства четырехполосного моста с тротуарами для пешеходов длиной 740 метров. Межведомственная комиссия при Минстрое РФ заявку одобрила.

Возведение моста проходило в стесненных условиях городской застройки

Реализация этого крупномасштабного проекта началась в 2022 году с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родиона Дудника, это самый дорогостоящий проект в Туле. Его стоимость превышает 4,5 миллиарда рублей.

По словам главы администрации Тулы Ильи Беспалова, эстакадный мост через Упу - уникальный объект, так как его возведение проходило в стесненных условиях городской застройки с большим количеством инженерных сетей. Кроме того, было принято решение по расширению числа полос на прилегающих улицах - Набережной Дрейера и улице Курковой - до четырех, чтобы пробки не образовывались на подъезде к мосту. На прошлой неделе была представлена схема организации движения на улицах, примыкающих к новому мосту через Упу. Она проработана совместно с ГИБДД и министерством транспорта Тульской области. По словам Беспалова, данный вариант организации движения после открытия нового путепровода должен обеспечить наилучшую пропускную способность.

Кстати

В Туле в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" за последние три года реконструированы три моста. В 2022 году были завершены работы на Баташевском мосту и Демидовском путепроводе. В прошлом году был реконструирован Московский путепровод, по которому идут основные транспортные потоки в направлении столицы.

между тем

В Тульской области строят и реконструируют мосты не только в столице региона. Так, 18 сентября завершилась реконструкция моста через реку Снежедь в Чернском районе, обеспечивающего транспортную связь между населенными пунктами, в которых проживают семь тысяч жителей, и автодорогой М-2 "Крым". Он был построен в 1969 году. Длина самого мостового сооружения - 50 метров. Однако, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родиона Дудника, был реконструирован участок протяженностью 344 метра. Обустроены тротуары и пешеходные дорожки, лестничные сходы, локальные очистные сооружения, освещение, установлены пешеходное и барьерное ограждение, дорожные знаки, нанесена разметка. Стоимость работ составила 252 миллиона рублей. Реконструкция проводилась в рамках программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области". Всего в перечне объектов паспорта проекта "Реконструкция искусственных сооружений и подъездных путей к ним на 2018-2030 годы Тульской области" - 37 сооружений. С 2018 года реконструирован 21 объект, в 2024-м планируется ввести в эксплуатацию еще два.