Русский музей завершил реставрацию шедевра Брюллова "Последний день Помпеи"

Результаты реставрации картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" представили 24 сентября на открытом заседании реставрационного совета в Русском музее. Шедевр станет одним из главных экспонатов выставки в Михайловском дворце к 225-летию со дня рождения живописца, которого за эту картину назвали "первой кистью государства".
Предоставлено Государственным Русским музеем.

В заседании реставрационного совета приняли участие эксперты Министерства культуры РФ, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного научно-исследовательского института реставрации и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

Комплексная научная реставрация картины "Последний день Помпеи" состоялась впервые и заняла девять месяцев. Ведущие специалисты Русского музея провели масштабное технико-технологическое и химики-биологическое исследование не только самой картины, но и ее исторической рамы. Реставрационная мастерская расположилась в зале №86 корпуса Бенуа. Стеклянная перегородка позволяла посетителям музея наблюдать за процессом.

- Перед началом работ мы провели реставрационный совет в открытом расширенном формате с приглашением ведущих реставраторов московских и петербургских музеев, чтобы принять единогласное решение - впервые почти за 200 лет провести комплексную научную реставрацию этого невероятного полотна, - отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова. - Во всемирном перечне шедевров "Последний день Помпеи" возглавляет список произведений русских художников. Это особенное полотно в истории мировой живописи, поэтому мы чувствовали колоссальную ответственность.

Процесс осложнялся тем, что картина, работу над которой Брюллов завершил в 1833 году, в первые сто лет своей жизни не попадала в руки профессиональных реставраторов. При этом она сразу начала экспонироваться, отправилась в Милан, Рим и Париж. Итальянцы буквально на руках вносили художника в залы, где выставлялся его шедевр, а французы наградили живописца золотой медалью своей Академии художеств, подчеркнула Алла Манилова.

В следующие сто лет реставраторы занимались этим полотном, но проводили лишь "косметологические" работы. Подлинно научной реставрации картина дождалась только в XXI веке.

- В ходе работ я спрашивала у специалистов, есть ли у них сомнения, появляются ли какие-то моменты, которые требуют новых решений. Ни на одном этапе у наших блистательных реставраторов не возникало вопросов, они понимали каждый шаг, все было расписано. Мы обнаружили четыре слоя поверх основного брюлловского - это просто невероятно! Но не было никаких сомнений в том, что мы придем к такому результату: сегодня это совсем другое полотно - глубокие слои, прозрачность, ясность, - рассказала директор Русского музея.

18 октября в Михайловском дворце откроется выставка "Великий Карл": на ней будет представлено более 160 лучших работ Брюллова. Зрители увидят не только преобразившийся "Последний день Помпеи", но и картину "Христос во гробе", которая еще не выставлялась в России. Она покинула страну в первую волну эмиграции и вернулась только в XXI веке. Ее специально не реставрировали, чтобы показать в первозданном виде.

Выставка в Русском музее будет работать полгода, а затем отправится в Москву, в Третьяковскую галерею.

Фото: Предоставлено Государственным Русским музеем