Соцопрос ко Дню пунктуации: Какие ошибки чаще всего делают россияне

Ко Дню пунктуации, который отмечается 24 сентября, Дзен и портал Грамота.ру провели исследование о сферах, где больше всего грамотных людей.
Алексей Мальгавко / РИА Новости

Итак, более половины (58 %) респондентов сообщили, что правила знают, но ошибки все равно иногда делают. Абсолютно грамотными назвали себя 18% опрошенных, но тех, кто плохо знает правила, все же больше - 24%.

В своей грамотности чаще всего уверены россияне, которые работают в сфере ИТ, торговле, маркетинге и рекламе. Треть айтишников, 23% рекламщиков и 11% продажников сообщили, что отлично знают грамматику и пунктуацию. Больше других сомневаются в себе работники сферы производства и продажи товаров повседневного спроса - 75% из них отметили, что плохо знакомы с правилами.

"Прокалываются" россияне обычно на лишних буквах в словах. Например, "дермаНтин", "учаВствовать"). Это самые распространенные ошибки. Их когда-либо совершали треть респондентов. На втором месте - неправильное согласование прилагательного с существительным (например, "новая тюль"). Такой вид ошибок совершают 27% россиян.

Среди других частых ошибок -ударения (20%), путаница в написании глаголов с -ться/-тся (17%) и неверный выбор формы глагола (12%) - например, "ехай" вместо "поезжай".

Больше всего раздражает наших граждан слово "ихний" вместо "их").

"Такой вариант выбрала треть опрошенных. Неправильная постановка ударений раздражает 27% респондентов. Четверть россиян отметила, что их выводит из себя использование неверных форм глаголов - например, "ложить" вместо "класть", - сообщается в исследовании.

Впрочем, эксперты "Грамоты.ру" подчеркивают, что результаты опроса отражают субъективное мнение пользователей и не могут служить ориентиром для объективной оценки уровня грамотности опрошенных.

Большинство ошибок в области пунктуации связано с тем, что пишущие не понимают самого главного: знаки препинания (по словам Чехова) - это "ноты письма". "Именно с помощью знаков препинания пишущий способен обозначить интонацию своего высказывания, показать паузы, выделить фрагменты структуры предложения и изменить его смысл. Сравнить хотя бы: "поставить статую золотую, пику держащую" и "поставить статую, золотую пику держащую", - отмечают сотрудники справочной службы портала.