Рассказывает мама Дениса Юлия Гричаниченко:
- В этом году Денис пошел в восьмой класс, и при этом уже семь лет он на семейном обучении. Когда сын пошел в первый класс, наша школа была единственной во всем микрорайоне, и количество учеников зашкаливало. В классах было по 30 человек, молодая учительница откровенно не справлялась. В результате было принято решение после первого класса временно перейти на семейное обучение. Но нам настолько понравилось, что решили остаться в таком формате.
Я частный преподаватель английского и немецкого языков, и у меня была возможность выстроить работу так, чтобы одновременно несколько часов в день учить и собственного сына. У нас все строго по школьному расписанию: начало уроков в 8.30, три коротких перемены и одна большая. По закону мы можем сдавать экзамены один или два раза в год. Так и делаем, чтобы ребенок привыкал к формату экзамена и меньше стрессовал, когда придет время сдавать ОГЭ и ЕГЭ.
Сначала я учила Дениса полностью сама, затем подключились родители мужа - педагоги высшей категории. Но по мере усложнения предметов и появления наук, не профильных для нас, мы начали покупать дополнительные курсы по некоторым предметам в одной крупной частной онлайн-школе. В этом году, например, приобрели занятия по геометрии, физике, химии, обществознанию, информатике и географии. Все это обошлось в 25,7 тысячи рублей. А курс алгебры нам подарили за отличную учебу в прошлом году.
К онлайн-школам многие относятся с опаской, мол, неизвестно, кто там преподает, нет личного контакта с учителем. Юлии есть что ответить.
- Сейчас существует большое количество онлайн-школ для таких же семейников, и занятия там ведут великолепные педагоги, - утверждает Юлия Гричаниченко. - Конкуренция побуждает приглашать только самых лучших и харизматичных учителей. Занятия строятся по самым современным моделям, с использованием различных мнемотехник, шуток и мемов, которые позволяют гораздо легче усваивать материал. А современные технологии позволяют использовать все возможные инструменты для обучения: видеолекции, интерактивные приложения, самые разные "обучалки" и так далее. Неудивительно, что Денис учится на одни пятерки - по сути, у него есть "личная гувернантка" и самые передовые методики для обучения. Конечно, многие говорят о неизбежных проблемах социализации, но мы стараемся это компенсировать. Сын ходит в бассейн, общается со сверстниками во дворе, в интернете, дружит с мальчиком из параллельного класса. Никаких проблем в общении ни со сверстниками, ни со взрослыми.
Сегодня создаются целые сообщества, где семьи объединяют усилия и совместно учат своих детей, в складчину оплачивая и онлайн-школы, и отдельных педагогов, а иногда проводя уроки самостоятельно.
Не все знают, но кроме привычной очной формы школьного образования есть еще заочное и семейное. В чем разница? На заочном обучении ребенка зачисляют в школу, но каждый день можно туда не ходить. Ребенок учится дома, при этом ему, как и его "очным" одноклассникам, выдаются учебники, а учителя проводят консультации. Все обучение идет по программе школы, контрольные и проверочные работы заочник тоже сдает по строгому графику. Здесь ответственность за успеваемость ребенка несет школа. Семейное обучение - как у Дениса - похожая, но все же другая история. Здесь за все в ответе семья. Темп учебы, программы, учебники. При этом ребенок тоже прикрепляется к школе, но лишь для того, чтобы на ее базе проходить промежуточную и итоговую аттестации. Кто и как будет учить школьника, решает семья.
В России сегодня более 40 тысяч школ и строятся новые. Конкурс в педвузы - до 10 человек на место. Можно ли предположить, что классические уроки-занятия станут не нужны?
Мы спросили родителей, чьи дети учатся в обычных школах: при каких условиях и обстоятельствах вы бы приняли решение о домашнем или внешкольном обучении ребенка?
Вот ответы:
"Мои дети учатся в подмосковной гимназии, не могу сказать, что мы полностью довольны учебным процессом, - рассказала многодетная мама Ольга: дочки учатся во 2-м, 7-м и 10-м классах. - Но тем не менее мы никогда не стояли перед выбором, учиться на дому или в традиционном варианте. Мне кажется, что значимость социума не стоит преуменьшать. Ребенок в школе ежедневно сталкивается с сотней ситуаций, которые обучают его взаимодействию с другими, учат и дружбе, и выходу из конфликтов, и пониманию многополярности мира. В кружках по интересам или в дружеской компании детей это смоделировать невозможно. И тут речь не про то, что надо пройти огонь и воду в школе и закалиться. Скорее это про естественное вхождение в жизнь. Могла бы я перевести детей на домашнее обучение? Думаю, только в экстренной ситуации, при критических проблемах со здоровьем. Все остальные вопросы старалась бы решать "на земле", добирать знания репетиторами или кружками, если нужно, но не исключать ребенка из естественной среды. Забирая ребенка из обычной школы, родители берут на себя огромную ответственность. Чтобы самостоятельно учить, пусть даже и с поддержкой педагогов, нужно перелопатить кучу литературы, организовывать не только ребенка, но и себя. Ну и элементарно - быть рядом и иметь определенные финансовые возможности. Это в разы сложнее, чем просто отправить ребенка в школу".
Подготовила Мария Агранович
Екатерина Балабаева, проректор по учебно-методической работе Московского педагогического государственного университета:
- Говоря о причинах, которые заставляют родителей делать выбор в пользу семейного образования, чаще всего отмечают возможности индивидуализации обучения. Действительно, оно позволяет распределить учебную нагрузку так, чтобы, с одной стороны, ребенку не было скучно сидеть над давно усвоенной программой, а с другой, можно было бы задержаться на изучении какого-либо предмета. Все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с определенными трудностями: как найти школу для аттестации, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать. Задача взрослых - организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребенок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. Конечно, выбор формы обучения - право родителя, но здесь очень важно понимать: школа - прежде всего институт социализации, где ребенок учится не только читать, писать и считать, но и дружить, узнавать об окружающем мире. Но если родители выбрали семейную форму обучения, то в первую очередь им надо учиться методике преподавания и психологии наставничества. По мере возможности получать педагогическое образование, но помнить, что в любой момент можно снова вернуться в школу.
Анна Алексеева, психолог, мама троих детей:
- В психологии есть термин "высокочувствительные люди": те, кто очень восприимчив к атмосфере вокруг, к состоянию других. Таким людям, и детям особенно, полезно дозировать пребывание в социуме. Подросткам с такой особенностью, например, действительно непросто находиться в обычных школах - быстро случается перегруз, начинают чаще болеть, отставать по программе. Не потому что сложности с предметами, а потому что слишком много эмоциональных всплесков. Для таких детей семейное обучение может стать выходом. Мой средний сын был в восьмом классе, заканчивалась пандемия, а ему понравилось на удаленке. Почувствовал эту свободу от постоянного шума, толкотни на переменах. Мы взяли пакет курсов с сопровождением наставника в онлайн-школе - примерно в 12 тысяч в месяц. Учился сын самостоятельно, сам регулировал ритм учебной активности и погружения в предмет. Без лишних нагрузок, которыми были дорога до школы, общение с теми, с кем не хочется. Заметила, что в онлайн-школе не было такого "нагнетания" относительно ОГЭ и ЕГЭ, которые сын, кстати, сдал успешно, и сейчас он студент Бауманки. Но на домашнем обучении родителям хорошо бы организовать ребенку дополнительные активности - кружки, секции.
Подготовила Мария Набиркина