Почему нужно идти на обновленную "Мышеловку" Агаты Кристи в Театр имени Пушкина

В Театре имени Пушкина представили новую "Мышеловку"
В зале - полный аншлаг, как на самом первом показе спектакля в 2011 году. Что ж, зритель любит детективные истории, как говорилось в одном популярном советском фильме. "Королева детектива" Агата Кристи написала свою, пожалуй, самую запутанную пьесу "Мышеловка" в 1952 году. В том же году ее поставили в лондонском Вест-Энде, и спектакль не сходит с афиши до сих пор. Невероятно, но в 2012 году его сыграли в 25-тысячный раз. Российская версия, похоже, стремится повторить успех английской. Немало спектаклей канули в небытие, а "Мышеловка" Агаты Кристи до сих пор живет в репертуаре Театра имени Пушкина. Именно потому, что постановка так популярна у зрителей, ее решили обновить, сохранив при этом неповторимую "олдскульную" атмосферу. Задача непростая - ведь спектакль за столько лет был так идеально сбит, сыгран и выверен вплоть до каждого поворота головы.

Режиссер прежней "Мышеловки" Надежда Аракчеева занялась и обновленной версией. Во-первых, поменялись декорации. Они стали богаче на уютные детали - буквально каждый сантиметр сцены заполнен: зеркало над камином, кресло, стол, укрытый тяжелым текстилем, множество светильников и панорамное окно, из которого открывается завораживающий зимний пейзаж с тихо падающим на аллеи парка снегом. Во-вторых, на роли введены новые актеры - в первую очередь молодая поросль Театра имени Пушкина, от чьей игры снова не оторваться. Немного "странноватый" архитектор Кристофер Рен - Никита Пирожков, играющая в социалистку, носящая галстуки и мужские рубашки мисс Кейсуэлл - Валерия Ёлкина.

Старый добрый английский отель открыли в 30 милях от Лондона благочестивые супруги Молли (Екатерина Рогачкова, звезда недавней премьеры пушкинского "Завтра была война") и Джайлс Рэлстон (Владимир Зиберев). Дом достался Молли в наследство от тетки. Расчетливый Джайлс так и не смог убедить свою жену, что его лучше продать, а не открывать свое дело. Как в воду глядел… Прислугу владельцы не держат, на Молли лежат обязанности по приготовлению еды и уборке номеров, а на Джайлсе - разжигание камина и очищение дорожек от снега.

Чопорная и всем недовольная миссис Бойл (Эльмира Мирэль), прихрамывающий отставной майор Меткаф (в очередь играют Александр Матросов и Сергей Ланбамин) и загадочный мистер Паравичини, разговаривающий с сильным южным акцентом (Алексей Воропанов), чья машина застряла в снегах, - герои по одному собираются в гостиной. На Англию надвигается снежная буря, и выбраться из отеля невозможно - все дороги замело. Нервозности добавляет сообщение по радио, что убита хозяйка фермы, некогда взявшая на воспитание троих детей, один из которых был замучен голодом. Есть и приметы вероятного убийцы - черное пальто, фетровая шляпа, белый шарф. Таких пальто и шарфов - полная передняя. Фирменный знак Агаты Кристи - место действия за время спектакля не меняется. А в детектив постепенно вплетаются элементы мелодрамы, комедии и триллера.

Выпускник Школы-студии МХАТ, ученик Евгения Писарева Никита Пирожков идеально создает своего Рене - обаятельно жеманный, подвижный, ироничный, чьи реплики настолько точно сыграны, что мгновенно вызывают смех в зале. На нем - вся комедийная составляющая.

Вечером в гостиной обнаруживается труп. Постепенно отель превращается в настоящую мышеловку. Распутать дело под силу только опытному полицейскому, который неожиданно появляется перед постояльцами - к месту убийства сержант Троттер (Антон Гращенков) пробирается на лыжах. С его появлением поиск правды - настоящая головоломка: каждый может быть как убийцей, так и следующей жертвой. Все подозревают всех. "Жизнь - это то, что вы сами себе рисуете", - загадочно заявляет любящая меткие словесные пассажи мисс Кейсуэлл.

Агата Кристи не стала бы настолько популярной, если бы писала детективы только ради детективов. Подчеркнутый психологизм, проникновение в душу персонажей, нешаблонность героев - главные особенности ее "Мышеловки". А еще в пьесе разлита важная тема - почему родные люди, живущие под одной крышей, могут совершенно не интересоваться прошлым друг друга, как будто чужие. В отличие от первой версии новая "Мышеловка" использует потенциал пьесы на все сто процентов.

Такого финала не ожидал никто. Но таким его задумала Агата. А зрителю только и остается наслаждаться качественно сотканной классической постановкой, в которой решающей стала безупречная игра актеров.