Как в Арктике потратят миллиарды на мастер-планы

На мастер-планы городов ДФО и Арктики выделят еще 100 миллиардов рублей: средства планируется перечислить с 2025 по 2030 год. "РГ" выяснила, что входит в стратегические документы городов Западной Арктики.

Напомним: процесс создания мастер-планов стартовал в 2023 году - в список попали и опорные населенные пункты Арктической зоны России (16 агломераций из 26 городов, поселков и сел). 30 миллиардов рублей на воплощение стратегических концепций в жизнь уже выделены. Причем новые инвестиции в развитие будут направляться сверх лимитов, существующих при стандартном распределении.

Это значит, что принцип подхода к "бюджетному пирогу" меняется. Раньше федеральные инвестиции "шли" за количеством жителей - из-за этого показателя арктические регионы по вполне понятной причине всегда проигрывали другим территориям России. А при составлении мастер-планов речь о том, чтобы привлечь деньги в развитие непопулярных северных земель априори. В итоге выбор АЗРФ в качестве места работы и жизни должен стать притягательным для молодого поколения россиян. Здесь рассматриваются ключевые слова: "удержать своих и привлечь других".

- Депопуляция в Арктике была катастрофической с 90-х годов, мы только сейчас пытаемся ее остановить. Так, за последние годы удалось сократить отток населения из Мурманской области, - пояснила заместитель губернатора Мурманской области Ольга Вовк. -Мастер-планы придают новое дыхание развитию населенных пунктов АЗРФ.

Мастер-план Мурманской области федеральные власти уже одобрили. Но, по словам экспертов ДОМ.РФ, в среднем на создание и многочисленные согласования стратегических документов регионам необходим минимум один год - именно столько составляет "цикл качественной разработки". Сроки очень сжатые: ранее было заявлено, что к 1 октября 2024 года на основе мастер-планов должны быть разработаны и утверждены комплексные документы долгосрочного социально-экономического развития опорных пунктов на период до 2035 года, а также определены источники финансирования.

Самая большая арктическая агломерация находится на территории Архангельской области. Ее векторы уже сформулированы - развитие действующей портовой инфраструктуры с увеличением возможностей для перевалки грузов за счет строительства глубоководного района. Часть этого процесса - наращивание до 30 процентов доли гражданского в структуре общего судостроения (без снижения производства оборонной продукции). Войдет в мастер-план и создание научно-производственного центра развития беспилотных авиационных систем.

Это вполне ожидаемая часть стратегии. Но есть и проекты, ставшие для жителей Поморья настоящим сюрпризом. К ним относится, например, строительство Арктического квартала: город-спутник планируется возвести рядом с Архангельском по аналогии с проектами Дальнего Востока - он станет первым стандартом комфортной городской среды в Арктике. В нем, к примеру, планируется использовать способ застройки по принципу "дворы без машин", в котором пешеходные и автомобильные потоки будут разведены, а места традиционных для большинства архангельских дворов автостоянок займут исключительно детские и спортивные площадки.

Один из самых неожиданных для северян проектов - создание в Архангельске маршрута городской электрички с транспортным каркасом до Северодвинска и Новодвинска. Планируется также, что она свяжет район Архангельска Исакогорка с центром города и "даст выход" в порт Экономия.

Отметим, что жители архангельской агломерации давно "распрощались" с городским электротранспортом - трамваями и троллейбусами, - а на возвращение их в столицу областного центра даже не надеялись.

- Объединение этих двух участков в единый маршрут сообщения, строительство новых остановочных пунктов, увеличение частоты сообщения приведут к 2035 году к существенному увеличению связности в пределах города и агломерации и росту пассажиропотока на маршруте до 700 тысяч человек в год, - отметили в правительстве региона.

Электричка будет интегрирована с пригородными автобусами на остановках Смольный Буян и Исакогорка, что позволит включить в транспортный каркас остальные два города агломерации-тройки - Северодвинск и Новодвинск.

Новеньким для Арктики станет и проект мастер-плана по строительству квартала индивидуального жилья из деревянных домокомплектов: этот пункт был включен в архангельский документ дополнительно. ИЖС "привязано" к нему с учетом пока неиспользуемых возможностей предприятий лесного комплекса.

Так, в 2024 году завершаются испытания СLT-панелей, которые на Севере бизнес взял в качестве "кирпичей" для индивидуального и многоэтажного жилья. Напомним: СLT-дома смогут "вырастать" в короткие сроки в условиях Крайнего Севера даже на вечной мерзлоте. Строительство таких зданий идет в два раза быстрее, чем кирпичных и бетонных, их можно возводить даже на старых фундаментах. Огневые испытания они прошли на полигоне МЧС: предел огнестойкости в ведомстве назвали высоким. Кроме того, деревянные многоэтажки проверили на сейсмоустойчивость, прочность опорных узлов и перекрытий. В 2025 году станет возможно возведение первых деревянных домов от пяти до шести этажей и доработка нормативной базы для девятиэтажек.

Изменили в Архангельской области и подход к формированию стратегии. Если раньше она строилась по отраслевому принципу, то сейчас - по территориальному.

А в Ненецком автономном округе частью мастер-плана агломерации Нарьян-Мара станет постоянный мост через реку Кую - пока здесь стоит временный, являющийся связующим звеном на дороге между НАО и Республикой Коми.