По ресторанному бизнесу ударило повышение цен на продукты

Оборот в общепите Севастополя в первом полугодии 2024 года сократился более чем на 60 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рестораторы жалуются на сокращение турпотока и рост цен. Из-за реконструкции набережной заведения в центре города потеряли клиентов, и часть ресторанов закрылась.

По данным Крымстата, оборот общественного питания в Севастополе с января по июль 2024 года составил без малого пять миллиардов рублей, или 37 процентов от показателя за тот же период 2023 года. Сюда входит совокупная выручка ресторанов, кафе, баров, столовых на предприятиях и в учреждениях, а также компаний, поставляющих продукцию общепита.

В Республике Крым показатель тоже снизился, но не столь критично. Оборот общепита по итогам первых семи месяцев текущего года составил 12,4 миллиарда рублей, снизившись на 32 процента.

По ресторанному бизнесу ударило повышение цен на продукты, говорят представители отрасли. Многие ингредиенты для блюд резко подорожали в 2023 году и продолжают расти в цене. Так, заметно дороже стали морепродукты. Лосось, по словам изготовителей суши и роллов, не только подскочил в цене, но и стал дефицитным товаром: целую рыбину невозможно купить у поставщиков, приходится брать филе, которое стоит еще дороже. Черноморская рыба и вовсе стала недоступным продуктом.

Раньше многие заведения в Севастополе и Балаклаве предлагали жареную барабульку, ставридку, кефаль в качестве главного локального блюда. С прошлого года черноморская рыба заметно подорожала или совсем пропала с прилавков магазинов и из меню ресторанов. Так, розничная цена на барабульку подскочила с 500 до 1000 - 1200 рублей, а в ресторанах ценник достигает 600 рублей за 100 граммов готового блюда. Посетители жалуются в соцсетях, что владельцы заведений задирают цены и уменьшают порции.

- Подорожали не только импортные продукты, но и локальные, - говорит председатель Союза рестораторов Севастополя Мария Флоринская. - Поскольку все производители местные, фермеры находятся в такой же ситуации и тоже ощущают на себе повышение цен. При этом рестораны не могут закупать у них большие объемы продукции, так как сами не знают, на какой поток посетителей рассчитывать.

Эксперт отмечает, что не у всех заведений общепита дела обстоят плохо. Например, стабильно полные залы у сетевого фастфуда, пиццерий, становится больше мест продажи кулинарии.

- К нам приезжает много туристов, которые предпочитают бюджетный отдых: снимают квартиру и готовят сами либо покупают кулинарию, - говорит Флоринская. - Они не попадают в официальную статистику турпотока, не оставляют деньги в сфере гостеприимства.

На этом фоне многим приходится менять концепцию или закрывать рестораны. Так, один из известных рестораторов недавно объявил о продаже своих заведений в центре Севастополя. "Не вывозим в таких условиях", - объяснил он причину.

На работе кафе и ресторанов в центре Севастополя отразилась и реконструкция набережной Приморского бульвара, которая началась в конце июля этого года. Многие владельцы заведений жаловались, что с началом ремонта залы опустели. Кто захочет любоваться видом на море под грохот строительной техники и отбойных молотков?

"Неужели нельзя было подождать до осени, дать возможность доработать сезон?" - возмущались представители общепита в соцсетях.

В союзе рестораторов считают, что отрасль не выживет без господдержки. В этом году власти Севастополя освободили ресторанный бизнес от арендной платы за летние веранды. Всего в городской схеме предусмотрено 135 мест для летних террас кафе и ресторанов. Но из-за сокращения турпотока работают далеко не все. В прошлом году открылись около 40, в этом еще меньше.

- Отмена платы за летние площадки мало чем помогает бизнесу, - считает Флоринская. - Существенные суммы приходится платить в качестве налога на недвижимость. От этого зависит и арендная плата за помещения. Ресторанам начисляют миллионы рублей, а выручка у них падает год от года.

По ее словам, ассоциации ресторанного и гостиничного бизнеса Севастополя направили обращение властям с просьбой пересмотреть ставки налога на имущество и предоставить другие преференции по аналогии с "ковидными" мерами поддержки. К примеру, льготные кредиты под три процента годовых.