Посол России в Австрии: Европейская энергетика оказалась в заложниках Брюсселя

Тема энергетического сдерживания России уже больше двух лет будоражит умы многих австрийских, да и в целом европейских политиков. В контексте предстоящих парламентских выборов в Австрии 29 сентября актуальность ее подачи только возросла. Десятилетиями обеспечивающие экономическое процветание Альпийской Республики надежное и доступное сырье из России после февраля 2022 года в одночасье обернулось инструментом мнимого политического давления Москвы. Не разглядевшая вовремя истинных намерений нашей страны Вена вдруг очутилась в эфемерном газовом плену, из которого пытается "героически" выбраться. Подобные "сказки" звучат здесь из каждого утюга, целенаправленно вбиваются в общественное сознание под соусом якобы гнетущей зависимости от России в газовой сфере.
istock

В действительности же взятый Брюсселем и подхваченный Веной курс на отказ от наших энергоносителей напоминает скорее историю медленного самоубийства. Развязанная есовцами энергетическая "война" не только не поддается логическому объяснению, но и несет в себе резко негативные последствия для самих зачинщиков. Недоброжелатели нашей страны в безуспешных попытках отменить российский ТЭК получают лишь эффект бумеранга - с обострением кризисных явлений, подрывом собственных экономик и падением благосостояния своего же населения. При этом, бездоказательно выставляя Москву в дурном свете и навешивая на нее ярлык ненадежного партнера, они намеренно вводят в заблуждение рядовых европейцев. В "крестовом походе" против российских энергоносителей евробюрократы не гнушаются любыми ухищрениями, чтобы обвинить нашу страну в попытках использовать "зависимость" ЕС и его отдельных стран-членов от российского сырья.

На деле именно Брюссель разрушил репутацию честного маклера в вопросах энергетического сотрудничества, начав задним числом переписывать законодательство и создавать искусственные барьеры для российских экспортеров и инвесторов, а заодно и европейских покупателей. Есовцы, включая австрийцев, неоднократно без зазрения совести, руководствуясь исключительно политическими мотивами, с легкостью пренебрегали своими договорными обязательствами. Чего стоят хотя бы изъятие Веной под надуманным предлогом прав ПАО "Газпром" на долю ПХГ "Хайдах" или так называемая "национализация" инфраструктуры "Роснефти" в Германии.

Дискредитировали себя европейские "партнеры" и на лоне обеспечения безопасности энергетических объектов и инфраструктуры (пример подрыва "Северных потоков"), когда в подмену объективного, независимого расследования с подключением российской стороны они втихую заматывают неприглядную и унижающую их же достоинство историю.

Евросоюз инструментализирует энергосферу, продолжая "штамповать" откровенно дискриминационное законодательство. Из последних новелл - принятый в июне 2024 года регламент ЕС о внутренних рынках возобновляемого/природного газа и водорода предоставляет странам-членам право индивидуально в одностороннем порядке ограничивать или прекращать доступ газа из России и Беларуси в национальные ГТС из "соображений безопасности".

Проводимая Брюсселем политика идет вразрез с интересами и чаяниями самих стран-членов, которым навязываются убыточные подходы к сотрудничеству с нашей страной. При этом есовская верхушка демонстративно сторонится непослушных государств (Венгрия, Словакия), "вина" которых состоит лишь в том, что они пекутся о национальных интересах и не готовы приносить в жертву энергодиалог с Россией ради исполнения политзаказа из-за океана. Схожее отношение проявляется и к западнобалканским кандидатам на вступление в ЕС, которых открыто принуждают отречься от взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной.

Лицемерная и эгоистическая политика Брюсселя ведет к дополнительному обострению мировых энергетических проблем, больно бьет, прежде всего, по развивающимся странам, для которых энергоносители становятся еще менее доступными. Энергетическое противостояние с Россией наносит серьезный ущерб не только европейским потребителям, но и глобальной энергобезопасности. Упиваясь ложным пониманием собственной исключительности и мнимого запаса прочности, западники намеренно подрывают потенциал развития более бедных государств, по понятным причинам не способных конкурировать со странами "золотого миллиарда". Так, введенный в рамках 14-го "пакета" санкций ЕС запрет на реэкспорт российского СПГ де-факто нацелен на то, чтобы затруднить его поставки в страны Глобального Юга. При этом полностью игнорируется тот факт, что разрыв сложившихся логистических цепочек чреват новыми турбулентностями на мировом энергорынке, от которых, в первую очередь, страдают развивающиеся экономики. При этом импорт СПГ в сам ЕС под ограничения не подпадает. Очевидно, что декларируемая забота о Глобальном Юге как и многое другое из звучащих со всех трибун деклараций в реальные приоритеты Брюсселя не входит.

Основная цель - скорейшее сворачивание энергодиалога с нашей страной, о "пользе" разрыва которого на Форуме по вопросам глобальной безопасности "GLOBSEC" 30 августа заявила свежепереизбранная глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, де-факто расписавшись в обслуживание интересов заокеанских покровителей. По их указке российский ТЭК стал главной мишенью незаконных односторонних рестрикций ЕС. Под громкими же лозунгами о декарбонизации экономик и диверсификации энергопотоков скрывается жгучее желание евробюрократов осуществить передел энергорынка ЕС в угоду дальнейшему погружению в вассальную зависимость от Вашингтона.

При этом как в Брюсселе, так и в Вене старательно замалчивается и извращается то, что на протяжении десятилетий залогом промышленного развития и экономического благосостояния для них являлись предсказуемые, гарантированные поставки энегоресурсов из России по привлекательным ценам. А ценой снижения объемов поставок нашего сырья стал переход на более затратные альтернативы и принудительное сокращение энергопотребления. Именно односторонний политизированный отказ ЕС от взаимовыгодного энергосотрудничества с нами поставил под угрозу некогда стабильное благополучие Европы, а следовательно и ее позиции в международном раскладе сил.

Результат всем известен - затяжной экономический кризис в ЕС, сопровождаемый рецессией ключевых отраслей промышленности, безработицей, сворачиванием производственных мощностей. Перспективы выглядят еще более тревожными - реальная угроза деиндустриализации, падение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, бегство крупных производителей за рубеж с переносом промышленных объектов в третьи страны. Такой мрачный сценарий, признаки которого отчетливо видны уже сегодня, практически полностью соотносится и с текущим положением дел в Австрии, где кризисные явления в экономике уже приобретают хронический характер.

Сухая статистика - в июне 2024 года индекс промышленного производства в еврозоне по сравнению с аналогичным периодом снизился почти на 4% (в Австрии - на 4,4%). Впервые с 1950 года австрийская экономика второй год подряд находится в рецессии: по данным Национального банка, с апреля 2022 года ВВП совокупно сократился на 2,1%. Скорректированный прогноз на 2024 год - снижение на 0,7% (вместо +0,3%), на 2025 год - еще на 1,8%. Страна переживает крупнейшую с 2009 года волну банкротств.

Единственное к чему могут привести санкционно-энергетические потуги ЕС - новый виток роста цен при сохранении высокого спроса на ресурсы, покупателей которых у России более чем достаточно. На этом фоне и без того удручающая экономическая ситуация в странах еврозоны будет только ухудшаться. Наше же страна, как подчеркнул Президент России Владимир Путин в ходе прошедшего недавно ВЭФ-2024, продолжит оставаться ответственным и надежным партнером, ни на йоту не отступающим от взятых на себя обязательств перед своими клиентами. Как бы ни старались исказить действительность в есовском политруководстве.