Любая современная интерпретация классики идет ей на пользу, но пустота остается пустотой
Павел Басинский: Реклама - это тоже искусство, и очень непростое
Павел Басинский, журналист.
Павел Басинский, журналист. / РГ
Телезрители в шоке. В гневе. На федеральных каналах банк решил прорекламировать свои кредитные карточки за счет классики. Ужас! Кошмар! Позор!

Самое интересное, что рекламщики своей цели добились. Если эти несчастные, наспех сделанные ролики так широко обсуждают в соцсетях и изустно, значит, цель достигнута. И куда более простым и коротким путем, чем если бы они хоть что-то из себя представляли с точки зрения искусства рекламы.

Я почти уверен, что так и было задумано. Самый надежный способ возбудить общественное мнение - всенародно поиздеваться над классикой, причем самой что ни на есть школьной. Здесь срабатывает "рефлекс Павлова". Хочешь не хочешь, а какая-то реакция будет.

Итак, два до оскомины знакомых со школьной скамьи сюжета: Татьяна пишет письмо Онегину, а Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но приходит дядечка из банка и всех спасает. Едва студент заносит топор над головой своей жертвы, как ласковый голос говорит: "Это не выход". "Мне некуда деваться: учеба, квартира, сестра собралась..." - оправдывается студент, не выпуская топор из рук. "Читали, знаем". "Что еще остается?" "Рефинансирование долга и кредит от ВТБ". И - студент счастлив. Встречает Соню и предлагает выйти замуж. "А где мы жить будем?" - "Ипотеку возьмем". - "Я согласна". И тут появляется старуха-процентщица: "Я еще пенсию в ВТБ переведу".

Ну да, старуха-процентщица у Достоевского была "лет шестидесяти" (а не сорока с чем-то - распространенный в соцсетях миф), то есть по нынешним меркам женщина вполне себе пенсионного возраста.

Едва Родион Раскольников заносит топор над головой своей жертвы, как ласковый голос говорит: "Это не выход". Фото: ВТБ / Телеканал "Россия-Культура"

Первое, что хочется воскликнуть, посмотрев это: "Боже, какая пошлятина!" Но, немного подумав, понимаешь, что и ты повелся на эту рекламу. Как и те, я вполне допускаю, совсем простодушные зрители, которые действительно побегут в банк за кредитом и накинут себе финансовую удавку на много лет. Ты возмущен рекламой на федеральных каналах? Ты ее с кем-то обсуждаешь? Значит, повелся. Хочешь не хочешь, но ты рекламируешь рекламу.

Замкнутый круг...

В ролике про Татьяну и Онегина безвкусица уже без границ. Здесь еще и за Пушкина какой-то рифмоплет стишки сочинил: "Ах, этот дар (кредитка. - Прим. "РГ") - ключ в мир свободы, / и Петербург открылся мне. / Платеж далек, кешбэк огромный / с кредитной картой ВТБ". Здесь даже рифмы ниже плинтуса. "Татьяна, как же слеп был я! / Вы любите ль еще меня?" - восклицает Онегин, увидев счастливую и похорошевшую обладательницу заветной кредитной карты.

Реклама - это тоже искусство, и очень непростое. В ней работали такие титаны, как Маяковский и Сальвадор Дали

Онегина и Татьяну играют те же актеры, что и в недавней широко обсуждавшейся экранизации "Онегина" Сарика Андреасяна - Виктор Добронравов и Елизавета Моряк. Безошибочный ход! Фильм разругали, но запомнили. Добронравов - отличный актер. Недавно видел его в комедийном сериале "Инспектор Гаврилов" - это тот случай, когда один актер, ни разу не поменявший выражение лица на протяжении всех серий, вытягивает весь сериал и делает его вполне смотрибельным. Зачем он согласился сыграть в этом ролике круглого идиота, влюбившегося в женщину с кредиткой? - это вопрос на миллион. Возможно, в буквальном смысле.

Что же в итоге?

Как ни крути, но реклама - это тоже искусство, и очень непростое. В этой области работали такие титаны, как Маяковский и Сальвадор Дали. Тулуз-Лотрек и Пабло Пикассо. В этой области есть свои шедевры, которые уже находятся в музеях и частных коллекциях. И телереклама здесь не исключение.

Даже когда она делается на уровне "трэша" (произведения, которые отличаются намеренной вульгарностью) или, как говорят в народе, "полного отстоя". Помните рекламный сериал с Лёней Голубковым? Не будем сейчас обсуждать его моральный аспект, связанный с финансовой авантюрой МММ. Но с точки зрения кино - это было круто! Не хуже какого-нибудь Гая Ричи "Карты, деньги, два ствола". Сколько выражений ушло в народ! "Я не халявщик, я партнер". И как-то без этого Лёни уже и не представишь "лихие девяностые", как из песни не выкинешь слова.

Есть реклама другого уровня. Помните 18-серийный проект банка "Империал" с Наполеоном, Суворовым, Чингисханом? Это было кино высочайшего уровня. В нем работали серьезные сценаристы, режиссеры, костюмеры, исторические консультанты. И мы продолжения этой рекламы ждали, как ждем продолжения любого хорошего сериала. Там были сюжеты трогательные и смешные. Лично я никогда не забуду императора Нерона, который "очень любил петь", или Наполеона, покидающего непобежденную Россию и подающего бедной женщине монету со своим изображением: "На ней я выгляжу гораздо лучше".

Разная бывает реклама на ТВ. И в конце концов, это тоже вопрос качественного уровня, на котором оно находится на данный момент или в который оно скатилось. Последнее больше подходит для нашей ситуации.

А вопрос о том, можно ли так поступать с классикой - вообще, мне кажется, праздный. Каким бы классическим ни было произведение слова - это не сакральный текст, если это не Евангелие и не Коран. Пушкин писал "Онегина" не для того, чтобы на него молились. "Преступление и наказание" - великий, но спорный роман, и тем, собственно, и хорош.

Любая современная интерпретация классики идет ей на пользу, потому что благодаря этому она не покрывается архивной пылью. И всегда можно вернуться к изначальному тексту, который уже не изменить.

Но пустота остается пустотой, в какие бы одежды она ни рядилась. Даже если это одежды XIX века.