Будущая сделка станет первой в истории Москвы продажей вокзала. Но Рижский вокзал всегда имел славу самого тихого, а когда с него убрали поезда дальнего следования, и совсем опустел. После реконструкции там остались только пригородные электрички. Да и их отправляется по 7-8 пар в день. В самом здании из восьми касс работает лишь одна, в которой можно купить билет на поезда дальнего следования. Но желающих купить их именно здесь немного.
Москвичи в соцсетях обсуждают, что может появиться в здании вокзала - снести его, как памятник архитектуры, нельзя. Татьяна Сурначева, например, пишет: "В лучшем случае он станет фудмоллом, как депо на Лесной, в худшем - его реконструируют до неузнаваемости".
"Любопытная получается история: еще не так давно нынешние собственники заявляли, что собираются развивать вокзал, а теперь решили его продать, - комментирует ситуацию историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. - Надеюсь, здание уцелеет. Скорее всего, в его стенах мы увидим очередной торговый центр. Это самое простое, что можно сделать. В Санкт-Петербурге таким стал Варшавский вокзал. Сам вокзал закрыли, здание продали и в нем открыли обычный ТЦ. Вопрос: будет ли такой центр на месте Рижского вокзала востребован?"
По его словам, собственники могли бы вернуть на Рижский вокзал бывшие поезда, в том числе на Великие Луки и Псков.
Судьба Музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги, который находился под открытым небом на территории Рижского вокзала и насчитывал более 60 экспонатов, уже оказалась печальной. "Его хотели оставить на территории депо Лихоборы, куда отправили на время реконструкции Рижского вокзала, но сейчас в самом депо объявили масштабную реконструкцию - из него будут делать фудмолл", - уточнил Егоров.
Экспозицию потихоньку растаскивают - часть экспонатов устанавливают на предприятиях как памятники. Например, роскошный паровоз 9П-17347 из той самой экспозиции музея замечен во дворе Российского университета транспорта (МИИТ).
"Очень жаль, что вокзал может потерять свою основную функцию, но лучше всего его использовать как культурный центр", - считает президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России и член-корреспондент Международной академии архитектуры Таисия Вольфтруб.
В качестве примера удачной реконструкции она привела усадьбу Успенское - это здание в готическом стиле на Москве-реке в Одинцовском районе: "Новые владельцы должны были сделать из нее социально-культурный центр, чтобы в нем можно было открывать детские студии и проводить кружки, конкурсы, концерты. Потрясающе красивое здание Рижского вокзала можно использовать таким же образом".
Прозвучала от эксперта и идея сделать в здании отель, но это все-таки маловероятно, несмотря на то, что в районе Рижского вокзала собираются строить крупнейший транспортно-пересадочный узел "Рижская", через который пройдет и высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург. Но ТПУ организуют в районе бывшей платформы Ржевская, которая расположена почти в километре от здания вокзала. Там и сойдутся метро (БКЛ, Калужско-Рижская), МЦД (второй, третий и четвертый диаметры) и остановка высокоскоростного поезда в Питер.