Дальний Восток будет прирастать новыми комфортными и удобными для жизни городами

Лишь десять процентов дальневосточных городов имеют население свыше 100 тысяч человек. Построенные в советские времена населенные пункты не отличаются особым комфортом для жизни, и отчасти это является причиной миграции дальневосточников в центр России и за пределы страны. Изменят ли картину возводимые современные кварталы в столицах регионов и новые города, обсудили участники ВЭФ-2024.
Мировой опыт показывает, что с нуля успешны города, куда приходят экспортно ориентированные наукоемкие технологии.
Мировой опыт показывает, что с нуля успешны города, куда приходят экспортно ориентированные наукоемкие технологии. / t.me/dns_city

Сейчас на Сахалине строится футуристический Экополис, а между Владивостоком и Артемом в Приморском крае реализуют масштабный проект по созданию города Спутника. Даже в холодной Якутии собираются возводить современное село Микрополис. Вдобавок реализация мастер-планов должна полностью преобразовать облик крупных городов Дальнего Востока.

По мнению экспертов, если создать благоприятные условия, то можно не только сохранить население и вернуть тех, кто уехал, но и привлечь новых жителей.

Принципы градостроительства

Будущие города и современные микрорайоны должны стать в первую очередь точками притяжения, центрами демографического развития и эталонной средой для семей с детьми, поддержки рождаемости и многодетности. Для реализации этих проектов нужны перемены в градостроительстве, экономике и самой философии жизни.

Жанна Кадылева, директор проектов дивизиона "Городская экономика" Агентства стратегических инициатив, привела в качестве примеров новые города Объединенных Арабских Эмиратов и Китая. Изучая зарубежный опыт, в агентстве выявили принципы их формирования.

В первую очередь это технологичность и экологичность. Современные решения позволяют строить комфортные для жизни города, которые могут не только не наносить вред окружающей среде, но и способны сами производить чистую воду, воздух, зеленую энергию.

А главное - в новых городах важно создать особые условия для семейных людей.

- У нас будут большие семьи, когда появятся четкий образ будущего страны и пространство для комфортного проживания, - считает Жанна Кадылева.

И все это должно сопровождаться дифференцированной экономикой с активным участием частных инвесторов.

Современные технологии позволяют строить комфортные для жизни города, которые могут не только не наносить вред окружающей среде, но и способны сами производить чистую воду, воздух, зеленую энергию

Летающий Экополис

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко рассказал, каким видит новый город Экополис. Реализация масштабного проекта началась в Корсаковском районе в июле этого года. Глава региона, в молодости участвовавший в строительстве жилого квартала возле закрытого города атомщиков Сарова в Нижегородской области, считает, что многое зависит от людей, которые имеют намерение жить в одном пространстве.

- Города - это люди, а не дома и улицы, не автобусы и даже не социальные объекты. Саров был городом, где во времена СССР создали все условия для того, чтобы жители могли заниматься любимым делом, развиваться и расти, - сказал Валерий Лимаренко.

По его словам, в Экополисе, расположенном на берегу океана, станут жить именно такие увлеченные пассионарии. Они будут заняты в конструировании и сборке беспилотных летательных аппаратов, производстве водорода, морской логистике, рыболовстве.

Конкуренция за жителей

Генеральный директор, ООО "ДНС Групп" Дмитрий Алексеев имеет несколько иное видение того, какими должны быть современные города.

- Вредная мысль - думать о том, чем будут заниматься люди в новых городах. Это рудименты старых подходов. Как развивалась Россия? Строилось производство вокруг каких-то месторождений. А в XXI веке так не работает. Нам нужно думать о том, где людям будет комфортно жить. И они сами уже принесут экономику, - высказался спикер.

По его мнению, современный город - это прежде всего общественное благо в виде парков, скверов, городского транспорта. Поэтому бизнесу надо кооперироваться с муниципальной и региональной властями.

Идея города-спутника Владивостока была заложена еще в советские годы, спустя 40 лет появились условия для реализации этой задумки. И новая агломерация, спроектированная Научно-исследовательским институтом перспективного градостроительства (Санкт-Петербург), переведет столицу ДФО в новое качество.

- В реалиях нашей экономики миллионы людей работают свободно, через интернет. Они не должны жить на окраинах мегаполисов. Создание с нуля агломераций, населенных пунктов, небольших комплексно продуманных городов, где предлагается больший периметр социальных услуг, - перспективное направление, которое будет только развиваться. Это отработано и в мастер-планах новых городов, - подчеркнул министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.