Мероприятие такого уровня в Омской области проходит впервые.
- Именно в регионах непосредственно реализуются проекты, создаются рабочие места, решаются задачи, стимулирующие развитие конкретных отраслей - дорожной инфраструктуры, промышленности, АПК, туризма, - отметил замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. - Поэтому форум ориентирован не только на контакты органов власти, но и на продвижение перспективных региональных проектов. Партнеры получили возможность с ними познакомиться, напрямую договориться о взаимовыгодных контрактах.
Один из важных вопросов повестки касался развития логистических маршрутов на пространстве ШОС в условиях западных санкций, которые оказались движущей силой "восточного экспресса".
Помимо автомобильных и железных дорог, соединять страны могут водные пути. В частности, речь шла о создании транзитного коридора Россия - Казахстан - Китай с использованием общей для трех стран реки - Иртыша, открывающего выход к Северному морскому пути. Эксперты считают перспективным развитие судоходства в пределах этой акватории, а также целесообразным создание в Омске грузового хаба.
Предварительные переговоры о совместном использовании Иртыша между Россией, Казахстаном и Китаем уже состоялись и могут привести к заключению трехстороннего соглашения. Об этом на панельной сессии форума ШОС сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрей Тарасенко.
- Общий объем грузоперевозок по Обь-Иртышскому бассейну составляет двенадцать миллионов тонн. Две тысячи километров Иртыша при общей его протяженности в четыре тысячи приходятся на территорию России. Портовая инфраструктура развита, действуют порядка 370 единиц флота. В настоящее время имеется потребность доставки в КНР минеральных удобрений, зерна. Грузоперевозки в обратном направлении также востребованы, - сообщил он.
По словам главы агентства, желание совместно выстраивать новую логистику у соседей есть. Сотрудничество позволит в полной мере использовать реку и развивать флот.
По оценкам экспертов, перевозить грузы по реке в пять раз дешевле, чем по автотрассам.
- Предварительный оптимальный маршрут по Иртышу ведет до логистического центра в Казахстане, далее по железной дороге в Китай, - уточнила министр экономики Омской области Анна Негодуйко. - Пропускная способность может составить пятнадцать миллионов тонн грузов в год. Поддержать судоходство в регионе поможет сооружаемая под Омском Красногорская водонапорная плотина.
В перечне проблем Иртыша - узкие проходы на некоторых участках. По данным минтранса Казахстана, в периоды обмеления реки грузоперевозки снижаются в пять-шесть раз. Самое узкое место - у города Семея. Проблему надеются решить совместно с российскими специалистами.
Руководитель проектно-изыскательного института "Ленгипроречтранс" Павел Белкин предложил создать подробную схему использования Иртыша с учетом интересов и намерений трех государств, по чьей территории протекает река.
Помимо логистических тем, делегаты форума обсудили возможности получения равного образования в странах ШОС, создания кампусов мирового уровня и ряд совместных молодежных, образовательных, производственных проектов.
В частности, омские селекционеры договорились о поставках в Кыргызстан новых сортов культур с заданными свойствами. Тестовые посадки на полях республики прошли успешно, показали высокую урожайность. А представители Маньчжурии подписали меморандум о намерениях открыть сборочное производство мебели в Омске.
Будут плотно сотрудничать Торгово-промышленные палаты Узбекистана и Омской области. "Из наших производственных цепочек выпал ряд комплектующих. Пока в России организуют их выпуск, реально заполнить нишу за счет поставок из стран ШОС", - отметила президент омской ТПП Ольга Федулова.
Справка "РГ"
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) основана в июне 2001 года. Сегодня в ее состав входят десять государств - Россия, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан и Беларусь.