Исследование коснулось таких аспектов как создание и производство одежды, анализе и развитии в регионе различных видов ремесел, дизайна, архитектуры, гастрономии, а также оценки деятельности музеев, средств массовой информации, издательской и исполнительской деятельности и других аспектах креативных индустрий. Для составления сборника использовался огромный массив данных, включая данные различных министерств, ведомств, а также Центробанка.
Тема исследования выбрана не случайно. Донской регион в числе пилотных субъектов РФ совместно с Агентством стратегических инициатив приступил к внедрению в регионе стандарта развития креативных индустрий. А федеральный закон о развитии креативных индустрий в Российской Федерации вступит в силу в феврале 2025 года. В регионе уже открыта школа креативных индустрий, инновационно-технологическая площадка "Центр истинных ценностей", проводятся такие масштабные события, как форум "Креаторика", профильные фестивали в поддержку малого бизнеса.
Как рассказала на пресс-конференции, посвященной презентации сборника, руководитель Ростовстата Марина Самойлова, креативная индустрия является одним из драйверов экономического роста как регионов, так и городов, и районов. Поэтому перед органами государственной статистики стоит много задач по изучению нового направления экономики. Прежде всего, это классификация видов деятельности креативных индустрий, методология измерения показателей по данному сектору. Например, Росстатом уже разработана методика расчета доли валовой добавленной стоимости креативной экономики в ВВП, осуществлен ретроспективный расчет показателя с 2017 года.
- В новом статистическом сборнике "Креативные индустрии Дона" приведен не только детальный портрет креативных индустрий области, но и потенциал развития креативных индустрий в нашем регионе, в том числе в части подготовки кадров по данным направлениям, формирования сферы гостеприимства и в целом культурной среды как ключевых факторов развития креативной экономики. На Дону креативную индустрию представляют более девяти тысяч организаций и ИП. Здесь доминируют субъекты малого бизнеса. При этом наиболее представительны предприниматели в индустрии программного обеспечения, а также индустрии рекламы и коммуникаций, - пояснила Марина Самойлова.
В сборнике разные показатели представлены в виде таблиц, диаграмм, дополнены анализом, что дает возможность взглянуть на реальную ситуацию с разных сторон. Так, например, за три года, по оценке, выручка предприятий (юридических лиц) креативных индустрий Дона составила 46 миллиардов рублей и возросла в 1,8 раза. Средняя зарплата работников этих сфер превысила 50 тысяч рублей с увеличение в 1,5 раза. В общей сложности было создано порядка 29 тысяч рабочих мест. За последний год частные инвестиции в основной капитал превысили один миллиард рублей.
По словам председателя совета директоров ПАО КБ "Центр-инвест" Василия Высокова, креативные рынки в сегодняшних условиях имеют неэластичный спрос и неэластичное предложение, баланс на которых можно достичь не поддержкой отдельных участников, а массовыми фестивалями, конкурсами, хакатонами, экскурсиями. Без этой работы, по его мнению, нарушение баланса приводит к оттоку населения или оттоку талантов.
- Исследование показало, что каждый житель Дона креативен. Этот особый творческий менталитет формировался жизнью в условиях постоянного недружественного окружения на перекрестке торговых путей и движения народов с переплетением разных культур. Такие преимущества и традиции должны стать основой стратегии развития креативных индустрий донского края. Речь идет в том числе и о создании на Дону условий работы для молодых ученых, приглашение научных кадров для фундаментальных и прикладных исследований, закрепление результатов научно-исследовательских работ в патентах и авторских свидетельствах, - считает Василий Высоков.
По словам Василия Высокова, в регионе необходимо продолжение поддержки активной инновационной деятельности за счет модернизации производства и взаимодействия с поставщиками оборудования. По оценкам экспертов, сейчас уровень инновационной активности на Дону в 2,3 раза выше, чем в Москве.
- Жители, бизнес и власть на Дону называют банк "Центр-инвест" креативным за непрерывное внедрение новых технологий, сервисов и продуктов банковского обслуживания. - заметил Василий Высоков. - И малый бизнес здесь выступает отличной площадкой для генерации и реализации креативных идей и позволяет банкам и другим инвесторам диверсифицировать риски, управлять портфелем однородных ссуд, является значимым сегментом рынка, устойчивым к стрессам и готовым к постоянным инновациям. Креативное развитие требует внимания к новым формам социального, инновационного, женского, молодежного, семейного предпринимательства, в том числе в сфере культуры, искусства, науки.
Как сообщает пресс-служба банка "Центр-инвест", Банк активно развивает и поддерживает проекты по креативному развитию донского края. В их число входят Центры финансовой грамотности, "Фиджитал Игры", собственная программа льготной ипотеки для ИТ-специалистов, льготные кредиты для стартапов, женского, семейного и социального предпринимательства, посещение музеев школьниками, ежегодное проведение студенческого конкурса "Умная стипендия", ИТ-хакатонов совместно с ведущими вузами региона.