Уральский бизнес перенаправил рекламные бюджеты на привлечение кадров

По данным министерства экономики и территориального развития Свердловской области, потребность в специалистах со средним профессиональным образованием составляет 28 тысяч человек. При формировании федеральным минпросвещения контрольных цифр приема именно столько бюджетных мест выделено нашему региону. Еще около 13 тысяч молодых ребят учатся в колледжах на платной основе. Но даже при таком объеме подготовки синих воротничков вакансий на предприятиях год от года меньше не становится. Для устранения кадрового дефицита в регионе даже ввели эксперимент, когда отраслевые министерства курируют техникумы и колледжи: новую управленческую модель апробируют восемь профильных ведомств и 42 учреждения СПО.
Для крупного и среднего бизнеса привлечение кадров уже давно стало одной из стратегических задач: на этом не экономят.
Для крупного и среднего бизнеса привлечение кадров уже давно стало одной из стратегических задач: на этом не экономят. / Татьяна Андреева/РГ

В ожидании перемен кадровым службам и отделам маркетинга заводов-гигантов остается объединять усилия и вырабатывать новые стратегии привлечения молодежи. Многие работодатели решили сделать ставку на рекламу, увеличив бюджеты пиар-кампаний. Эту тенденцию подметили эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России, которые в рамках форума для специалистов по персоналу и управленцев HR Forum Big Fish подвели итоги развития регионального рекламного рынка.

В первом полугодии 2024 года рост рекламной отрасли в Екатеринбурге составил 24 процента, в Челябинске - 32. Среди компаний, желающих обратить на себя внимание, высока доля тех, кто сделал выбор в пользу радио. А основной массив их рекламных сообщений был направлен на потенциальных работников.

- Крупные федеральные бренды, в том числе банковский сектор, представители маркетплейсов, активно размещают локальные ролики-объявления о найме сотрудников внутри региона. В первом полугодии 2023 года рост по отношению к 2022-му составил 72 процента, а за этот же период 2024 года просто взрывной рост - 567 процентов, - говорит коммерческий директор "Выбери радио" Станислав Дрога.

Уральские промышленники не отстают от общефедеральных трендов. По наблюдениям коммуникационного агентства Radar, за последние два года компании, в том числе в УрФО, нарастили бюджеты, чтобы привлечь к себе внимание как к работодателям.

Удержание кадров и повышение их компетенций станет самым действенным методом для устойчивого развития компании

- Расходы на продвижение вакансий сегодня сопоставимы с затратами на продвижение товаров и услуг. В нашем пуле заказчиков достаточно много предприятий из УрФО, которые нацелены на поиск работников, - это крупные промышленные компании и ретейл, производители продуктов питания. По большому счету, их реклама - это долгосрочные инвестиции в узнаваемость бренда. Если обобщить затраты на HR-продакшен, то средняя стоимость рекламной кампании составляет несколько миллионов рублей, - рассказал директор агентства по стратегии Антон Грищенко.

Преобладающая часть заказчиков челябинской студии видеопродакшен Ruvision - заводы и другие крупные предприятия, которые помимо презентационных роликов все чаще заказывают видео, нацеленные на обновление кадрового состава. В студии заметили, что временные промежутки, когда компании брали паузу и меняли рекламную стратегию из-за сложных периодов в экономике, закончились. Аккумулированные средства сегодня позволяют им рассредоточить бюджеты под разные задачи, в том числе и кадровые.

- За несколько этапов вполне можно сделать отличный имиджевый или HR-продукт. Разработка рекламной стратегии в Челябинске и Екатеринбурге стоит от 1,5 миллиона рублей, затем идет производство самого продукта - на этом этапе цифры могут доходить до 5-10 миллионов, а самая затратная часть рекламной кампании - это размещение. Конечно, все зависит от охвата канала и длительности размещения, но, по самым скромным подсчетам, суммы начинаются от двух миллионов рублей, - раскрыл математику процесса Никита Маркушин, креативный директор и управляющий партнер челябинской студии.

Но только за счет рекламы и рекрутинга сохранить работоспособность коллективов-гигантов сложно, считает доцент кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, вице-президент Ассоциации рекрутинговых агентств Урала по развитию и обучению Марина Подгайская. Инвестиции в компетенции уже действующих сотрудников смогут частично решить вопрос нехватки кадров.

- В перспективе 5-10 лет у работодателей не будет выбора. Из-за демографической ямы и постоянного оттока специалистов удержание кадров и повышение их компетенций станет, пожалуй, самым действенным методом для устойчивого развития компании. Вкладываться в людей с нулевым опытом и терять их через какое-то время значительно дороже для предприятия, чем заложить средства на обучение персонала, снабдив работников смежными компетенциями. Опытный руководитель должен понимать, что эффект от обучения не может быть быстрым. Однако среднестатистический работодатель уже сейчас должен закладывать две-три среднемесячных зарплаты сотрудника на его обучение, - говорит Подгайская.

По ее словам, из всех отраслей экономики наиболее включенными в обучение действующих сотрудников оказались ИТ-компании, которые выстроили четкие карьерные треки для новичков. Крупный и средний бизнес тоже подхватил эту тенденцию, а вот малый бизнес, индивидуальные предприниматели пока предпочитают решать кадровый вопрос за счет активного рекрутинга. И их позиция весьма понятна: для них весьма высок риск вложиться в обучение специалиста и вскоре его потерять, потому что у компании-конкурента выше зарплата под новый функционал человека.