КСП проводила проверку в трех организациях: региональном департаменте строительства, госэкспертизы и ЖКХ, администрации Кургана и муниципальном казенном учреждении (МКУ) "Управление дорожного хозяйства и благоустройства". Контролеров интересовал конкретный вопрос: насколько законно и эффективно потрачены деньги - более 53,4 миллиона рублей, выделенные на установку светофоров в Кургане в 2023 году по госпрограмме "Развитие автомобильных дорог". Для анализа использовались данные отдела ГИБДД и самого МКУ.
Как сообщила председатель КСП Елена Останина, между департаментом строительства и администрацией Кургана были заключены два соглашения. Одно - на предоставление субсидий на дорожную деятельность, второе - по межбюджетным трансфертам в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (БКД). Заказчиком от имени мэрии выступило управление дорожного хозяйства и благоустройства. В соответствии с законом о контрактной системе, оно заключило шесть муниципальных контрактов на сумму свыше 47 миллионов рублей, исполнены они на 45,1 миллиона.
В результате было установлено 29 светофорных объектов, в том числе 12 - по требованию и 10 - по рекомендации госавтоинспекции. В первом случае надо было привести устройства в соответствие с ГОСТами, во втором - перераспределить транспортные потоки в связи с закрытием на капремонт Чеховского моста и обновлением коммунальных сетей, кроме того, два светофора поставили по нацпроекту БКД и четыре заменили из-за низких технических характеристик.
Семь комплектов оборудования было установлено по инициативе администрации Кургана - к ним-то и возникло больше всего вопросов. Как пояснила Елена Останина, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ муниципальное учреждение допустило неэффективное расходование средств на сумму свыше 2,3 миллиона рублей. Речь, в частности, идет о светофорах на перекрестках улиц Куйбышева и Комсомольской, Сибирской и Новой (поселок Глинки). Напомним: статья 34 БК предписывает ответственным лицам при составлении и исполнении бюджетов планировать и расходовать средства таким образом, чтобы избегать излишних или нецелесообразных трат. А при ограниченном финансировании выбирать такие программы и меры, которые без дополнительных вливаний приведут к наилучшим результатам для общества. Проще говоря, экономить. В данном случае эффективность расходов вызвала у контролеров большие сомнения.
Вскрылись и другие недостатки. Например, для обоснования необходимости установки светофоров на перекрестках улиц Коли Мяготина и Сухэ-Батора, улицы Бурова-Петрова и автодороги на поселок Смолино управление дорожного хозяйства предоставило акты исследования интенсивности движения. Но составлены они, как оказалось, с нарушением требований ГОСТа. На установку двух светофорных объектов ушло более 4,1 миллиона рублей. Еще недочет: в гарантийных паспортах, оформленных подрядчиком, не были указаны даты принятия объектов в эксплуатацию, тогда как в муниципальных контрактах прописаны гарантийные сроки: по светофорному оборудованию - 5 лет, по дорожным знакам - 7.
Вроде бы, нарушения некритичные, но, по мнению КСП, все это говорит о том, что в администрации Кургана уделяют недостаточно внимания организации дорожной деятельности, обеспечению безопасности движения и контролю работы МКУ. Впрочем, после представления КСП в мэрии провели работу над ошибками.
Отметим: если расходы признаны неэффективными, это вовсе не означает, что они нецелевые. Криминала нет, ведь деньги ушли по назначению. В то же время, если бы чиновники отнеслись к делу более серьезно, то сэкономленные средства дорожного фонда можно было направить на другие цели, например ремонт и содержание трасс, считает глава КСП.
Кстати, проверку эффективности трат на светофоры инициировали депутаты областной Думы. Они заметили, что в последнее время в городе их появилось слишком много. В итоге некоторые средства регулирования дорожного движения работают не на снижение аварийности, а, наоборот, только сдерживают автомобильные потоки и вызывают недовольство автомобилистов, отметил председатель Думы Дмитрий Фролов. Хотя большинство объектов, конечно, установлено там, где они действительно нужны. Но вот что интересно: раньше ГИБДД жаловалась, что инспекторы просят установить в каком-то конкретном месте светофор, "лежачего полицейского" или сделать пешеходный переход, но город этого не делал. А теперь, судя по анализу, наоборот. ГИБДД говорит: здесь достаточно мигающего фонарика-стробоскопа, который напомнит про переход. Но муниципалитет ставит полноценный дорогой светофорный объект, который нужно настраивать, синхронизировать с соседними комплексами, обслуживать, а это все расходы бюджета, подчеркивает спикер.
Между тем пока до конца неясно, что все-таки больше волнует депутатов: что много денег уходит на "лишние" светофоры или что им самим приходится долго стоять на красный. Возможно, это прояснится в декабре, когда бюджетный комитет вновь вернется к вопросу об эффективном расходовании средств на светофорные объекты. Хотя спроси любого пешехода, где нужны светофоры, курганцы ответят, не задумываясь: при таком интенсивном автомобильном движении можно ставить на каждом перекрестке - лишним не будет.