В Финуниверситете оценили последствия нового налога на экспорт нефти и металлов

С 1 января 2025 года должно произойти расширение списка налогооблагаемых товаров, подпадающих под действие пограничного корректирующего углеродного механизма Евросоюза (EU CBAM - Carbon Border Adjustment Mechanism). В этот список могут попасть нефть, СПГ, медь и другие цветные металлы, продукция основной химии и нефтехимии, бумага и целлюлоза. Как это отразится на экспортерах, "Российской газете" рассказали руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Рогинко и декан Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

Существенно новые налоги ударят по нашим экспортерам?

Сергей Рогинко: В настоящее время проходит пилотная фаза СВАМ, в рамках которой от поставщиков требуется ежеквартальная отчетность по "углеродному следу" поставляемой в ЕС продукции. Дата введения собственно налога - 1 января 2026 года.

С точки зрения экономики эта инициатива ЕС представляет собой масштабную угрозу не только для экспортных отраслей стран БРИКС и глобального Юга, недовольство в той или иной мере проявляют и Соединенные Штаты, и Япония, и Южная Корея, и ряд других стран. И немудрено: ведь с геополитической точки зрения СВАМ - уникальный по наглости прецедент правового нигилизма, подрывающий основы мирового порядка как в части правил торговли, зафиксированных в нормах ВТО, так и в части глобальных усилий в области климата, регулируемых положениями Парижского соглашения о выбросах парниковых газов.

Павел Селезнев: Когда СВАМ был впервые предложен, он сразу расшифровывался как антироссийская мера: среди облагаемых товаров именно российские лидировали по доле импорта ЕС. Введение запрета ЕС на импорт большинства затронутых СВАМ российских товаров изменило ситуацию, и на данный момент эта мера нашей стране большими убытками не грозит. Однако в будущем такая возможность не исключена, поскольку СВАМ - мера бессрочная, а шансы на восстановление торговли с ЕС в перспективе могут появиться.

А кто тогда в зоне особого риска?

Сергей Рогинко: Крупнейшим "донором" видится Китай: по имеющимся оценкам, СВАМ затронет его экспорт с ежегодным объемом около 6,5 млрд евро. Сопоставимые с КНР потери может понести Индия, экспорт которой на сумму 7,5 млрд евро также подпадает под действие СВАМ. Экспорт Бразилии (2 млрд долл.) также облагается СВАМ. Рискует и Турция: по расчетам Торговой палаты Анкары, платежи этой страны Евросоюзу в рамках СВАМ могут составить более 60 млрд долл. к 2040 году.

Что касается эффекта от СВАМ для стран глобального Юга в целом, то по данным исследования Лондонской школы экономики по заказу Африканского климатического фонда, ожидается снижение экспорта африканских стран на 5,7% и снижение ВВП этих стран на 0,91% (в абсолютных цифрах - на 16 млрд долл.).

Так что несмотря на выпадение России из числа "доноров" нового механизма ЕС, Евросоюз полон надежд превратить СВАМ в крупнейший источник своих доходов: ожидаемый размер - 80 млрд евро в год к 2040 году.

Есть ли какая-то мировая реакция на действия Евросоюза?

Павел Селезнев: Разумеется, такое поведение Евросоюза не осталось без ответа. Например, в Китае тема неоднократно озвучивалась Си Цзиньпином, жестко критиковавшим СВАМ, в том числе и в прямом диалоге с лидерами Германии и Франции. Китай предпринимает и другие шаги, в частности, расследование совместимости СВАМ с нормами ВТО. В июне 2023 г. на встрече по этой проблеме, организованной в ВТО по инициативе КНР, позиция Китая нашла поддержку Австралии, Сингапура, Саудовской Аравии, Новой Зеландии, Колумбии и Филиппин.

В полемике по СВАМ Китай задействовал и такую площадку, как глобальные климатические переговоры по линии ООН. К последней Конференции ООН по климату, которая прошла в Дубае в декабре 2023 года, Китай подготовил официальное обращение, предлагающее в резолюции конференции зафиксировать "серьезную озабоченность" по поводу СВАМ. Позицию Китая на конференции поддержала Бразилия, определившая СВАМ как дискриминационную меру, противоречащую соглашениям в рамках ООН.

Сергей Рогинко: Добавлю, что негативное отношение к СВАМ неоднократно высказывала Индия, которая также настаивает на расследовании в рамках ВТО, но в отличие от Китая не ограничивается обсуждением, эта страна объявила о намерении подать официальную жалобу в ВТО. По словам министра промышленности и торговли Индии Пиюша Гойяла, разные страны должны объединиться и решить "серьезную проблему CBAM" коллективно.

Аналогичную позицию занимает и Саудовская Аравия, ставшая одним из первых оппонентов СВАМ и инициировавшая в 2022 г. обсуждение данной темы в рамках Комитета ВТО по доступу к рынкам. Идея была поддержана ЮАР и другими африканскими странами. Нота, представленная ими в ВТО, характеризует СВАМ как "одностороннюю меру". По выражению министра энергетики ЮАР, эта мера "неуместна и несправедлива", она "подрывает доверие, необходимое для решения проблемы изменения климата".

Можно задаться вопросом: а что, в ЕС совсем не понимали, на какие риски идут, вводя такую меру, бьющую все рекорды непопулярности в мировом сообществе? Особенно имея в анамнезе провал с введением в 2012 г. аналогичной меры - трансграничного углеродного налога на выбросы зарубежных авиакомпаний, совершающих полеты в аэропорты стран ЕС. Тогда, разверстав явочным порядком квоты зарубежным авиалиниям, Евросоюз столкнулся с объединенным противодействием мировых держав, и прежде всего России, Китая и Индии. И вынужден был пойти на попятную, теряя лицо.