Иван Гуз: Основная идея Авито уже на старте была в том, чтобы создать социально ориентированный бизнес
Как зародилась идея создания интернет доски объявлений, почему фаундеры увидели потенциал в этом формате?
Иван Гуз: Один из создателей Авито, Йонас Норландер, в 1998 году основал в Швеции интернет-аукцион Tradera - который позднее был продан eBay. Контракт подразумевал в том числе запрет на открытие аналогичных сайтов в Европе. И Йонас начал искать новые рынки. В 2007 году он приехал в Россию - и увидел здесь потенциал развития. В этот момент в РФ шел интенсивный экономический рост и активное распространение интернета, а крупные западные классифайды не успели сюда зайти. В Швеции он нашел партнера, кофаундера Филиппа Энгельберта, который помог привлечь инвесторов. Вместе они запустили новый проект.
Из нулевых Авито пришел с наследством в виде механики аукционов. Но достаточно быстро от нее отказался. Почему такая модель оказалась проигрышной для России?
Иван Гуз: Аукцион - достаточно сложная для простых пользователей бизнес модель. Для того, чтобы аукцион заработал, твой проект уже должен привлекать много активных продавцов и покупателей. Поэтому использовать эту модель на этапе, когда ты только начинаешь развивать свой бизнес, очень сложно и у Авито тоже не получилось. Другой вариант - когда речь идет о нишевых товарах, на которые изначально спрос превышает предложение. В нашем случае на платформе люди могут продавать что угодно, от шариковой ручки до каких-то уникальных вещей. Поэтому логичнее, чтобы продавец сам определял справедливую цену. А покупатель, при желании, может поторговаться.
Основная идея Авито уже на старте была в том, чтобы создать социально ориентированный бизнес, чтобы люди могли совершать сделки друг с другом максимально просто. Условно говоря, чтобы любая бабушка могла разобраться в том, как это работает. Аукцион, разумеется, не настолько простая модель.
За счет чего Авито удалось завоевать лидерство в с2с сегменте?
Иван Гуз: На протяжении всего существования компании мы полагались на развитие собственных продуктов и часто делали достаточно смелые шаги. Например, мы первыми в своем сегменте запустили мобильное приложение и первыми начали использовать рекламу на телевидении для продвижения онлайн-сервисов.
Кроме того мы приняли в свое время очень важное стратегическое решение - развивать Авито как единый “суперапп”, внутри которого собрано сразу пять разных бизнесов, которые усиливают друг друга за счет перетоков общей аудитории. Наши пользователи могут закрывать разные свои потребности в рамках одного приложения. Причем, на российском рынке довольно серьезная конкуренция в каждом из сегментов, внутри которых мы работаем. Это стимулирует нас постоянно тестировать гипотезы, внедрять новые сервисы, развивать продукт.
Если посмотреть на рынок последние 11 лет, то какие ваши гипотезы оказались ошибочными?
Иван Гуз: Когда компания активно развивается, она неизбежно совершает ошибки. Ты проверяешь гипотезы, от каких-то отказываешься. Например, какое-то время назад мы хотели пойти по пути развития как единого общего супераппа, так и отдельных вертикальных продуктов. Так мы создали "Домофонд" - отдельный ресурс для рынка недвижимости и достаточно много вложили в его раскрутку. Но в итоге мы так и не смогли свести в нем экономику, Также мы запускали отдельные ресурсы в Услугах, но и они не были успешными.
У нас также было несколько не самых удачных инвестиций, когда мы вкладывались в те или иные стартапы, и они не приносили того синергетического эффекта, на который мы рассчитывали в начале. К примеру, мы пробовали интегрировать к нам сервис агрегаторов служб доставки, но на тот момент рынок еще не был готов к использованию доставки на Авито и все использовали нас только для гиперлокальных сценариев.
К запуску транзакционной модели (Авито Доставка, онлайн-бронирование недвижимости) мы вообще пришли не сразу, было несколько подходов, прежде чем мы нашли рабочий вариант. Но в итоге смогли сделать хороший продукт.
В какой-то момент мы пытались составить конкуренцию маркетплейсам на рынке b2c-торговли. Мы быстро поняли, что опоздали, и для нас сложно и нецелесообразно соревноваться с уже существующими на рынке игроками: для этого нужно в короткие сроки построить логистику, организовать систему хранения товаров, а это непросто, особенно в FMCG сегменте. Мы работаем по модели peer-to-peer, всю логистику для нас осуществляют партнеры, у нас нет собственных складов и пунктов выдачи, и для этой задачи она не является конкурентоспособной, но прекрасно работает в с2с сегменте.
Ну и не стоит отрицать того факта, что период самоизоляции, а потом уход с рынка ряда зарубежных конкурентов заставили искать новые пути решения стандартных запросов. Это тоже подтолкнуло нас активнее развивать Авито Доставку и онлайн-бронирование.
Если смотреть на Авито как на часть инфраструктуры Рунета, то какие технические или иные факторы способствовали развитию платформы?
Иван Гуз: Авито - это онлайн-платформа, одной из первых запустившая собственное мобильное приложение, и сам по себе рост проникновения интернета, особенно мобильного интернета, стал ключевым фактором для развития нашей платформы. Второй фактор - это развитие финансовых сервисов и возможность подключить, например, услуги продвижения, оплатив их картой напрямую.
Если говорить о развитии безопасных транзакций, то стоит упомянуть СБП. Сейчас у нас почти 70% оплат в Авито Доставке и Авито Путешествиях идет через СБП. Иначе пришлось бы использовать карточный эквайринг – он сильно дороже, и выбирать “безопасную сделку” было бы просто невыгодно.
Для российского рынка характерно также быстрое развитие мобильных операторов, которые могут предоставить сервис виртуальных номеров с переадресацией на реальный. Благодаря этому мы смогли подключить анонимные номера всем пользователям платформы, защитить их данные, и, как следствие, повысить безопасность платформы. Мы можем контролировать потенциальных спамеров и нарушителей и своевременно закрывать им доступ к платформе.
Еще один важный фактор нашего развития – это развитая инфраструктура логистических операторов, в том числе, Почты России, пункты выдачи которой есть в любом уголке страны, включая малонаселенные пункты. Без нее у нас не получилось бы развитие Авито Доставки в существующих масштабах.
Какие технические или иные возможности Рунета сегодня являются наиболее важными для развития с2с платформы?
Иван Гуз: Разумеется, это прежде всего рост скорости интернет-соединения. Чем выше скорость интернета, тем проще общаться и проводить сделки в онлайне: можно быстрее загружать фото и видео, звонить, совершать транзакции.
Рост числа инструментов для контроля безопасности в интернете: возможность обмениваться информацией с операторами связи, создавать сервисы для верификации в привязке к государственным и банковским сервисам. Ужесточение контроля за оборотом сим-карт. Все это способствует повышению уровня защищенности сделок, а значит, и росту популярности с2с платформ.
При этом, важно избежать избыточного регулирования – как в отношении самих классифайдов, так и в отношении предпринимателей, которые развивают с их помощью свой бизнес. Для цифровых платформ регулирование должно быть предсказуемым и стабильным, чтобы стимулировать приток инвестиций в эту отрасль.
Регулирование предпринимательской деятельности не должно ограничивать малый бизнес в возможностях. Создание удобного регулирования для СМП будет стимулировать деловую активность и на цифровых платформах. Например, удобный и простой налоговый режим для онлайн-продавцов может способствовать обелению рынка.
И наконец, еще один фактор связан с повышением уровня доверия к цифровым сервисам. Многие люди не пользуются онлайн-платформами исключительно по причине недоверия – об этом говорят все наши исследования. Здорово, что государство вкладывается в обучение населения основам цифровой грамотности и привлекает к этому бизнес. Авито является партнером ряда таких проектов: “Цифрового диктанта”, который реализует РАЭК, “Цифрового ликбеза” и “Урока цифры”, которые развивает АНО “Цифровая экономика”. Мы запускаем собственные образовательные программы и игры, такие как “Стражи Авито”. И убеждены в том, что вместе мы сможем сделать интернет безопаснее и научить людей грамотно использовать возможности цифровых платформ.