Эксперты рассказали о проблемах отрасли пивоварения

Пиво традиционно считается популярным у россиян напитком. По данным Ассоциации производителей пива, солода и напитков, в прошлом году объем его розничных продаж в стране достиг 769,6 миллиона декалитров.

Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, оценивает пивной рынок в 1,23 триллиона рублей. На 2024 год в структуре уплаченных акцизов пиво занимало 40,2 процента: только за первые шесть месяцев пивовары внесли в бюджет государства свыше 110 миллиарда рублей. Пивоварение в России создает около 600 тысяч рабочих мест, включая занятых в смежных отраслях.

Отрасль пока справляется с изменившейся конъюнктурой: цены не взлетели, продукция не пропала, спрос растет. Однако стремительная перестройка, спровоцированная уходом с рынка транснациональных компаний, обнажила ряд системных проблем, которые обострились за последние два года.

В первую очередь, это связано с нечистоплотным поведением западных компаний. Так, например, одна из них, объявив об уходе из России, полностью прекратила инвестиции, остановила поставки, отказалась от выполнения обязательств в отношении российских контрагентов - и при этом крайне негативно отреагировала о передаче активов во временное управление государству, обратившись в судебные организации. Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, эти действия похожи на попытки "прикрыть решениями российских властей намерение концерна покинуть российский рынок, попутно обанкротив российские компании и выведя всю заработанную в России прибыль". При этом регулярные выплаты дивидендов акционерам составляли десятки миллиардов условных единиц ежегодно, доходы иностранных компаний искусственно увеличивались и за счет роялти, которые российские "дочки" вынуждены были платить бенефициарам за использование международных марок. Именно поэтому доля российских брендов на полке стабильно сокращалась - их замещали более маржинальные для акционеров бренды.

С подобным поведением западных партнеров столкнулись многие российские компании - и не только в пивоваренной отрасли. Разрыв всех операционных цепочек не мог не сказаться на производстве.

Санкционное давление подсветило ипроблемы с пивоваренным оборудованием. Транснациональные корпорации в стремлении оптимизировать все бизнес-процессы не вкладывали средства в модернизацию. Возраст оборудования в большинстве случаев составляет около 20-30 лет. Купить новое в условиях санкций практически невозможно, а поддерживать устаревшее становится все сложнее и дороже.

Дело в том, что большинство основного технологического оснащения производится в Германии: ряд позиций пока не имеет сопоставимых с точки зрения качества и производительности аналогов в России. Сегодня основным рынком закупки оборудования и комплектующих стал Китай, но, там есть не все и не того качества, которое необходимо.

По мнению заместителя председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Михаила Делягина, пивная отрасль, как и любая другая, требует поддержки.

"У бизнеса есть текущие проблемы, им бы оборудование подлатать. Так что, к сожалению, это задача для бизнеса неподъемная, это задача для государственной политики", - отметил Михаил Делягин в рамках выступления на круглом столе, посвященном агропрому.

Еще одна проблема - сложности с импортом хмеля. Отечественное сельское хозяйство просто не может удовлетворить спрос пивоваров: производство хмеля составляет лишь 3-5 процентов от нужд отрасли. Так, по данным Росстата, для покрытия потребностик 2030 году в РФ нужно почти в 50 раз увеличить площадь хмельников, обеспечив хозяйства саженцами хмеля, и наладить выпуск машин и оборудования для его выращивания, уборки и переработки.

За последний год сразу несколько пивоваренных компаний запустили собственные программы по выращиванию хмеля. Помочь отрасли пытаются и энтузиасты, но это процесс небыстрый и недешевый: по словам ученого и специалиста по пивоварениюМихаила Хлыновского, директора по развитию ООО "Магнум", на закладку гектара хмельника и приобретение техники требуется 5-7 миллионов рублей.

А далее нужно работать над повышением урожайности. Если получать с гектара две тонны сухих шишек, то окупаемость инвестиций составит семь лет.

С пивоваренным ячменем тоже есть проблемы - иностранные компании способствовали замещению семенного фонда на импортный, из-за чего отечественная селекция не развивалась. С начала 2000-х российские сорта не обновлялись, а зарубежные селекционеры (Германия, Франция, Дания) внесли в Госреестр около 40 сортов пивоваренного ячменя. В итоге его выращивают здесь, но из иностранных семян. А старые российские сорта не отвечают потребностям пивоваров.

Это самые острые проблемы на сегодня. Также обостряются сложности в смежных отраслях, например, в упаковке. Пока не удалось победить нелегальный рынок, который "съедает" значимую часть бюджета.

Таким образом, пивоваренная отрасль России, несмотря на видимые успехи и стабильный спрос, сталкивается с рядом вызовов. Туманные перспективы локализации оборудования, нечистоплотный уход иностранных игроков, сложности с логистикой, проблемы с сырьем - всё это создает риски для дальнейшего развития индустрии. А если санкционные проблемы усугубятся, то отечественные пивовары могут столкнуться с еще большими трудностями. Необходим комплексный подход, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность отрасли.