Сергей Лавров: Большую войну на Ближнем Востоке кто-то очень и очень хочет

Выглядит конспирологией, но решение кандидата в президенты США Дональда Трампа встретиться с Зеленским именно в пятницу в 10 утра было заранее согласовано с Тель-Авивом. Иначе трудно представить, что может быть такое совпадение: в тот момент, когда Зеленский прибыл в башню Трампа на переговоры и внимание СМИ было обращено на эту хорошо отрекламированную заранее встречу, на Генассамблее ООН начал выступать премьер Израиля Биньямин Нетаньяху.

Его группа поддержки - родственники израильтян, которые были захвачены боевиками Хамас, расположились на верхнем ярусе для зрителей в зале заседаний и яростно рукоплескали главе еврейского государства. Тогда как представители стран арабского мира во время речи Нетаньяху, напротив, демонстративно покинули свои места в зале. Телевидение ООН показало пустые кресла с табличками стран, чьи дипломаты не захотели слушать израильского премьера.

Речь Нетаньяху была воинственной, лишенной компромиссов и четко делила мир на черное и белое, на сторонников Ирана и его противников. Впрочем, выступление главы израильского правительства стало лишь прелюдией, своего рода необходимой идеологической разминкой перед куда более сложной и конфронтационной дискуссией - в десять вечера по Москве состоялся Совет безопасности ООН, чья повестка была посвящена ситуации на Ближнем востоке, включая палестинский вопрос. Темы, которые напрямую связаны с позицией Тель-Авива. Но в заседании Совбеза Нетаньяху участия не принимал - от имени еврейского государства выступал постоянный представитель страны в ООН.

Если отбросить колоссальную эмоциональную составляющую, всегда присущую обсуждению палестино-израильского, а теперь еще и ливано-израильского противостояния, если отложить в сторону трагическую статистику жертв среди гражданского населения Газы и количество пострадавших от ответных ударов группировок Хамас и Хезболлы израильтян, то придется признать - урегулирование конфликтов в регионе, которым в последние месяцы активно занималась администрация Байдена не дала результатов. Монополизация Белым домом миротворческого процесса только усилила эскалацию. Критика, которая звучала на Совбезе в адрес Тель-Авива в равной степени относилась к внешней политике администрации Байдена, допустившей столь опасное развитие событий.

На обсуждение конфликтов, разгоревшихся на Ближнем востоке, собрались представители внушительной группы государств, заинтересованные в том, чтобы их позиция была услышана. Египет, Иран, Израиль, Саудовская Аравия, Сирия, Турция, Норвегия, представители Евросоюза и Палестины - таков не полный перечень принявших участие в дискуссии стран, помимо постоянных и непостоянных членов Совбеза.

Традиционно подавляющее большинство ораторов, за исключением Израиля, призывали Совет безопасности выступить единым фронтом - добиваться прекращения огня, признать государство Палестина, не допустить новой войны в регионе.

Министр иностранных дел Китая Ван И поддержал требование незамедлительного прекращения огня в регионе. "Мы должны ратовать за вывод израильских войск из Газы", - заявил представитель Пекина. "Мы должны добиться, чтобы руководство палестинской автономии управляло эффективно своей территорией", - подчеркнул Ван И.

Диссонансом на фоне критики, звучащей в адрес Израиля, традиционно стало выступление постоянного представителя США при ООН Линды Томас-Гринфилд (госсекретарь Энтони Блинкен на Совбез не пришел - Прим.ред.).Та по большинству пунктов поддержала позицию еврейского государства, несмотря на звучавшую ранее в адрес Тель-Авива критику. И подтвердила, что США продолжат поддерживать Израиль и совместно с ним искать пути урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

В своем выступлении Сергей Лавров обратился к представителю Соединенных Штатов. "Выбор за вами - вы можете и дальше блокировать работу Совета безопасности, либо встать на сторону мира, на сторону международного сообщества и потребовать прекращения войны. Без вашей всесторонней поддержки Израиля конфликт может быть прекращен быстро и эффективно".

По мнению российского министра, отказ от безоговорочной поддержки Израиля со стороны Вашингтона позволил бы создать условия для возвращения к мирным переговорам о создании палестинского государства. И такие переговоры конечно же должны будут проходить под эгидой мирового сообщества без монополизации процесса какой-либо страной. "Потому что такую монополизацию все уже видели и осознали, что все это приводит к катастрофе", - подчеркнул Лавров.

В своем выступлении министр назвал происходящее в Секторе Газа созданием "самой большой тюрьмы под открытым небом, из которой людям некуда бежать". Он напомнил о неприемлемости действий, которые "подвергают коллективному наказанию всех палестинцев".

"Ближний Восток вновь оказался на грани большой войны, которую как представляется кто-то очень и очень хочет",- считает Лавров. Он, как и многие выступавшие до него участники Совбеза, призвал к немедленному прекращению боевых действий, освобождению незаконно удерживаемых лиц и обеспечению гуманитарного доступа. А также наказанию тех, кто продолжит нарушать эти требования мирового сообщества.

"Я как понимаю, что буквально сегодня Израиль отдал приказ бомбить Бейрут", - заявил министр.